Posted 15 декабря 2016,, 16:31

Published 15 декабря 2016,, 16:31

Modified 31 марта, 00:52

Updated 31 марта, 00:52

Нужны паспорта, а не пособия

15 декабря 2016, 16:31
По данным экспертов, в России без документов и какого-либо статуса уже долгие годы живут 400 тысяч переселенцев из республик бывшего СССР.

Тема необходимости иммиграционной амнистии — хотя бы по отношению к соотечественникам—переселенцам, многие годы живущим в России без какого-либо правового статуса, на днях была поднята правозащитниками на встрече Владимира Путина с членами Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

В частности, об этой проблеме говорил в своем выступлении заместитель председателя СПЧ Евгений Бобров. При этом, по словам главы Форума переселенческих организаций Лидии Графовой, президент вроде бы не высказался против, но заметил, что новые граждане — это новые пособия. А вот о том, что переселенцы не требуют никаких пособий, а говорят лишь о своем правовом статусе в России, рассказать Путину уже не получилось.

Между тем на встрече правозащитников с журналистами, которая состоялась затем в Москве, своей историей поделилась Диана Волкова. В 1993 году она вместе с тогда еще семилетним сыном Юрием вернулась из Ташкента в свою квартиру в Магадане, откуда ее еще в советские годы увезли родители. И вот сегодня, через 23 года, когда ее сыну уже исполнилось 30 лет, ни у него, ни у нее до сих пор нет российского гражданства (как, собственно, и никакого другого). Это лишь одна из многих тысяч таких же или очень похожих историй.

Именно из-за таких вот проблем привлекательность идеи возвращения в Россию для соотечественников за рубежом снижается год от года. Кроме того, свою роль играют недоброжелательный прием и формальное отношение к тем, кто пытается обустроиться на исторической родине. Такое мнение высказала руководитель научно исследовательского центра социально-экономических проблем народонаселения Московского психолого-социального университета Ольга Воробьева.

Она, в частности, сообщила, что только по официальным данным в России годами (а некоторые и вовсе больше 20 лет) без гражданства и вообще какого-либо определенного правового статуса проживает 5 тысяч человек из числа соотечественников—переселенцев. В то же время, как отметила Воробьева, по подсчетам общественных организаций таких людей гораздо больше — около 400 тысяч. А по некоторым другим данным их число доходит до полумиллиона.

В связи с этим иммиграционная амнистия для тех соотечественников, которые уже много лет живут в России, не имея определенного правового статуса, была бы крайне желательной, считают эксперты. В то же время, как пояснила Воробьева, «амнистия — это прощение тех, кто был в чем-то виноват, а наши соотечественники в большинстве своем ни в чем не виноваты перед своей исторической родиной».

Естественно, на встрече была поднята и тема трудовых мигрантов, более 90% которых также являются выходцами из бывшего СССР, а значит, тоже должны рассматриваться как наши соотечественники. По словам выступившего на мероприятии в Доме журналиста бывшего депутата Государственной думы Бориса Резника, сегодня в России на уровне властей «ничего не делается для того, чтобы интегрировать этих людей в российское общество».

Резник отметил, что у него на родине — на Дальнем Востоке, «мигранты выполняют тяжелую и непрестижную работу, в том числе, трудясь и на промышленных предприятиях», но вместо того, «чтобы быть благодарным им за это, за то, что мы живем в нормальных, ухоженных городах, мы проводим по отношению к ним в корне неправильную политику воспитания конфронтации и их унижения».

Действующую ныне в России процедуру возвращения гражданства соотечественникам-переселенцам экс-депутат назвал «идиотской и бюрократической». Резник полагает, что ее необходимо упростить.

В свою очередь вице-президент фонда «Миграция XXI век» Наталия Власова отметила, что передача Федеральной миграционной службы (ФМС) в состав МВД не привела к уменьшению коррупции в сфере миграции, но работа регулирующих ее структур в результате этого была фактически парализована.

Власова сообщила, что в Центр комплексной поддержки мигрантов при Фонде «Миграция XXI век» за последние два с половиной месяца обратилось около 1700 человек. При этом большинство проблем, с которыми они пришли, связаны с произволом сотрудников милиции. Они останавливают мигрантов на улицах, «отбирают у них деньги и документы, приводят в полицейский участок и вместо трех часов задерживают на сутки или двое, затем приводят их в суд, который выносит решение о депортации», — сказала Власова.

Причем, по ее словам, «у подавляющего большинства этих людей документы как правило в полном порядке — и миграционная карта, и регистрация, и патент есть, однако произвольные решения принимаются».

По мнению Власовой, к росту произвола, в частности, привело и переподчинение миграционной службы министерству внутренних дел. Она напомнила, что ликвидация ФМС объяснялась необходимостью борьбы с коррупцией. Однако никакой активности на этом направлении пока не заметно, полагает Власова, по оценке которой, «натиск на мигрантов стал более ожесточенным».

При этом даже те сотрудники миграционной службы, которые согласны с позицией правозащитников, сделать ничего не могут, поскольку на это нет соответствующего решения МВД. В связи с этим, по словам эксперта, сегодня вновь стоило бы поднять вопрос о выделении миграционной службы в самостоятельную структуру.

Александр Желенин