Posted 16 декабря 2016,, 16:26

Published 16 декабря 2016,, 16:26

Modified 31 января, 13:11

Updated 31 января, 13:11

«Этот закон придумал какой-то Мефистофель»

16 декабря 2016, 16:26
Госдума разрешила брать плату за въезд в города и отказалась ограничивать аппетиты владельцев парковок по всей стране.

«Вот тебе, бабушка, и «ликсутов день!» — возмутились в пятницу те депутаты Госдумы, которые отказались поддержать в первом чтении правительственный законопроект, разрешающий вводить плату за въезд в города и устанавливающий общие требования к парковкам. Однако таких несогласных нашлось всего 100 человек, в то время как 319 депутатов из «Единой России» поддержали законопроект, правда, при условии его доработки ко второму чтению.

Закон хотели принять еще летом, но отложили из-за выборов в Госдуму. Теперь в правительстве не видят никаких причин, чтобы отказываться от своих намерений. Тем более что, как заверил депутатов замглавы Минтранса Сергей Аристов, пришедший представлять проект в Думу, поводов для особого беспокойства нет. «Введение возможного платного въезда в определенные участки населенных пунктов — это не платная дорога», — сказал он. «Ограничение движения может вводиться на определенных участках территории и только если субъекты РФ принимают дополнительные меры, расширяют число маршрутов общественного транспорта, применяют другие виды транспорта и т. д.», — перечислил замминистра.

В самом законопроекте сказано, что региональные власти, а также муниципалитеты смогут вводить «временное ограничение или прекращение движения транспортных средств в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения». Это может выражаться в введении платы за проезд по дорогам, которая будет различаться в зависимости от вида транспорта, времени суток, дней недели и так далее.

При этом власти обязаны проинформировать автовладельцев о введении временного ограничения или прекращения движения не позднее, чем за 30 дней, говорится в документе. Ограничение движения также должно сопровождаться компенсационными мерами вроде увеличения числа маршрутного транспорта, организацией парковок, развитием инфраструктуры для велосипедистов и т. д., указывается в проекте. Либо власти должны будут обеспечить альтернативный маршрут проезда.

Аристов напомнил, что платный въезд в города применяют многие страны, а сама мера поможет бороться с автомобильными пробками и сократит количество ДТП. В это отказались поверить многие депутаты. «Вы вообще просчитывали политические последствия этого закона?» — прямо спросил вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев. Депутат убежден, что новая мера не имеет ничего общего с безопасностью и организаций дорожного движения, а преследует «лишь одну цель — введение платного въезда в города».

«Может, хватит перекладывать на плечи наших автолюбителей неспособность исполнительной власти наполнять свои бюджеты? Терпение избирателей не безгранично. На днях на митинг против платных парковок собралось уже несколько тысяч человек. Против этого закона, на мой взгляд, выйдут уже миллионы избирателей», — пригрозил Лебедев.

Но это не смутило Аристова, который заявил, что в правительстве оценивали все возможные последствия. «Автоматической платы не вводится, слова «проезд» по дорогам вообще нет, есть въезд в часть населенного пункта. При этом власть обязана сделать то-то и то-то, в том числе обеспечить общественным транспортом», — вернулся к началу своего выступления министр.

Не согласные с законом депутаты сочли, что он принимается в интересах региональных властей и муниципалитетов, которым новая плата поможет наполнить тощие бюджеты. «Все субъекты РФ примут решение о введении платы. Я представляю, как из Сибири автомобилист поедет до Москвы — без штанов останется», — предположил «эсер» Анатолий Грешневиков. Независимый депутат Алексей Журавлев сообщил, что ему уже сейчас не раз приходилось реагировать на обращения избирателей, которые жаловались на местные власти, незаконно устанавливающие платный проезд к лесным массивам или прудам.

«Этот закон дает очень широкие полномочия муниципальным властям, чего делать абсолютно нельзя! Любой глава сделает часть дороги платной для большегрузов и будет пополнять бюджет», — убежден Журавлев.

Глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев заметил, что по одному из ранее принятых законов муниципальные власти, начиная с 2009 года, уже могут организовывать платные дороги, однако ни один из муниципалитетов, по его словам, этим правом до сих пор так и не воспользовался. Несмотря на это, комитет ко второму чтению будет настаивать на исключении из текста законопроекта нормы, разрешающий вводить плату за въезд в населенные пункты органам местного самоуправления. Применение такой меры может быть оправдано только для крупных городов, что должно решаться на уровне субъектов РФ, сказал депутат.

«Органам местного самоуправления, у которых сегодня нет ни административных, ни финансовых возможностей, чтобы решать этот вопрос, нельзя позволять водить платный проезд или ограничивать движение. Это можно только тогда, когда будет утверждена комплексная транспортная система развития городов, поселков или субъектов РФ», — заявил Москвичев.

Однако некоторые депутаты считают, что настоящими заказчиками введения новых поборов выступили не местные или региональные власти и даже не министерство транспорта РФ. «Наполнение карманов миллиардами — вот в чем причина этой инициативы. Это не Минтранс, а группа алчных дельцов, которые уже потренировалась на эвакуаторах, набили карманы на парковках и решили пойти дальше. Это придумал какой-то Мефистофель», — заявил депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Нилов.

Вслед за этим депутат назвал новый закон «политической провокацией» и предложил вынести его на референдум. «И уходите в отставку, если предлагаемая мера не будет поддержана», — призвал Нилов.

Примерно в таком же духе отреагировали на новые поборы и в КПРФ. «Скоро мы получим платный въезд в каждый двор. Может, еще введем налог на дождь и на снег?» — предложил коммунист Валерий Рашкин. Он убежден, что деньги, собранные за въезд в города, вряд ли пойдут на развитие дорожной инфраструктуры. «Большая часть достанется всевозможным операторам и распределителям, а что-то неизбежно осядет в карманах чиновников», — прогнозирует депутат.

Против принятия закона выступили и в ЛДПР. «Нас отсылают к опыту Лондона, но вы сначала доведите уровень жизни наших граждан до того, который там есть, а потом вводите платный въезд в центр городов», — заявил либерал-демократ Ярослав Нилов. «А у нас все наоборот — частично перенимают опыт только в своих интересах, чтобы сделать город для богатых и для чиновников. А лучше всего бензин до такой цены довести, что у граждан просто денег не станет машины заправлять, ввести платный въезд, повысить транспортный налог, и тогда будут на дорогах телеги, лошади, ролики, велосипеды и богатые люди на автомобилях», — добавил он.

Обсуждая введение платы за въезд в города, депутаты оставили без внимания другие нормы законопроекта, в том числе касающиеся единых требований к парковочному пространству. По одной из них, размер и способ оплаты за пользование парковками будут устанавливаться их владельцами. Другими словами, «собственникам никто не указ». По словам Ярослава Нилова, законопроект также позволяет вводить плату за парковку автомобилей на придомовых территориях. «Сегодня наши граждане еще не платят, но у власти такая возможность появится», — сказал он.

В профильном думском комитете заявили, что размер платы за парковки все-таки должен регулироваться на государственном уровне — как минимум субъектом РФ. «Требования к парковкам должны быть прописаны по-другому, нельзя сегодня отдавать парковку на дорогах общего пользования в частные руки и объявлять ее платной», — запротестовал глава комитета Москвичев.

Вопрос в том, услышат ли эти возражения в правительстве. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев поручил чиновникам провести консультации по проекту с каждой думской фракцией, однако, по словам депутатов, никто из правительства к ним так и не пришел.

Елена Земскова