Posted 28 декабря 2016,, 14:56

Published 28 декабря 2016,, 14:56

Modified 31 марта, 00:42

Updated 31 марта, 00:42

Эксперты выдвинули новую версию гибели Ту-154

28 декабря 2016, 14:56
Специалисты также указали на то, что возраст разбившегося под Сочи лайнера превышал 33 года.

Военный Ту-154 мог упасть под Сочи из-за ложных показаний высоты и скорости на приборах, считают бывшие летчики ВВС. Ранее в СМИ появилась расшифровка переговоров экипажа, в которой говорилось о неполадках с закрылками.

О том, что проблемы у самолета могли начаться после неубранных закрылков, стало ясно из опубликованных расшифровок «черного ящика». Эксперты допускали, что крушение лайнера могло произойти из-за несинхронной уборки закрылков. Возникшая разница в подъемной силе крыльев могла привести к катастрофе.
Однако эту версию в разговоре с агентством РБК отверг заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский. Он напомнил, что в системе управления закрылками предусмотрен механизм синхронизации их движения. «Если бы закрылки стали двигаться несинхронно, то сработала бы автоматика, которая прекратила бы их выпуск или уборку», — сказал Заболотский.
По мнению эксперта, катастрофа могла произойти из-за ложных показаний высоты и скорости на приборах. Для определения этих параметров на Ту-154 установлена система воздушных сигналов СВС-72. Она состоит из приемников динамического и статического давления. Если в ее работе случился сбой, то пилоты не могли адекватно оценивать скоростные характеристики своего самолета.
«В такой ситуации после отрыва самолета от полосы показания скорости начнут расти быстрее, чем положено​​​ — фактическая скорость будет меньше приборной. В этом случае летчик начнет задирать нос самолета, переводя его в набор высоты», — рассказал Заболотский.
В условиях отсутствия видимого горизонта, получая неправильные данные о скорости, летчик мог перевести самолет в набор высоты, однако вместо этого произошел выход на закритический угол атаки (самолет «встал на дыбы») и сваливание.
С предположением Заболотского солидарен заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик России Владимир Попов. Он полагает, что такой отказ мог стать одной из предпосылок к крушению.
Добавим, что опрошенные DW эксперты назвали авиапарк российского Минобороны устаревшим. Ту-154 является самым массовым в истории советской авиации реактивным пассажирским лайнером: с 1970 по 2013 год произведено чуть более тысячи экземпляров различных модификаций. После распада СССР он широко использовался коммерческими перевозчиками на территории СНГ. Однако в последние годы практически все коммерческие авиакомпании отказались от его эксплуатации. Главные причины: высокий расход топлива и шумовые характеристики, из-за которых многим модификациям этого лайнера было запрещено летать в ЕС.
Сейчас в частных перевозках Ту-154 используют лишь российская «Алроса», белорусская «Белавиа» и, по некоторым данным, северокорейская Air Koryo. Остальные самолеты — на балансе ряда государственных ведомств РФ, в том числе министерства обороны.
Возраст разбившегося под Сочи лайнера превышал 33 года. В военном ведомстве не раз заявляли о надежности таких самолетов и о том, что они проходят регулярные проверки. Но эксперты сказали немецкой медиакомпании, что Ту-154 создавался для другой эпохи и в нем гораздо меньше автоматизированных процессов, чем в современных судах.
Это означает, что на старых самолетах человеческий фактор играет более значительную роль и чаще становится причиной катастроф. Косвенно это подтверждает статистика: из 1000 произведенных самолетов Ту-154 потеряно 72. Значительная часть аварий произошли именно по вине пилотов.
«В самолетах последующих поколений, где применены электродистанционные системы управления и различные механизмы защиты от ошибок, значительно сокращена нагрузка на членов экипажа», — подчеркнул исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Однако при этом он не считает, что Ту-154 стоит считать небезопасным.
«Что касается боевой авиации, все на высоком уровне у нас, мы лидируем в мире по производству военных самолетов. А вот что касается пассажирских самолетов, наши лайнеры устарели и морально, и в плане эффективности», — сказал вице-президент профсоюза летного состава России Альфред Малиновский.
Несмотря на высокое потребление топлива, Минобороны выгоднее использовать Ту-154 и схожие самолеты, произведенные еще в СССР. Постепенно ведомство закупает новые лайнеры, однако это крайне дорогостоящий и долгий процесс, который еще больше замедлился из-за финансового кризиса, считает Олег Пантелеев: «Минобороны закупило новые АН-140 и АН-148, интересуется Sukhoi Superjet-100, такая практика есть. Но очевидно, что нынешнее состояние российской экономики не способствует обновлению авиапарка».
Эксперты подчеркивают: использование устаревшей техники неопасно лишь при должном обслуживании самолета и высокой квалификации пилотов. В Минобороны ранее заявили, что командир экипажа Ту-154 Роман Волков был пилотом первого класса с налетом более трех тысяч часов. «Три тысячи часов — это небольшой налет. А если взять полеты именно на Ту-154 и в качестве КВС (командир воздушного судна), останутся сотни часов, этого мало», — заявил Малиновский.
По его мнению, Минобороны может умолчать все данные расследования: «Разбор будут осуществлять ведомственные службы. У меня нет к ним доверия. Свалят все на летчиков, а это неправильно: организация полетов была полностью ненадлежащей. Могут полететь погоны, а это никому не надо в ведомстве». Однако Пантелеев верит в компетентное расследование: «Во-первых, прокуратура намерена наказать виновных, а во-вторых, все заинтересованы, чтобы устранить подобные трагедии в будущем».
В акватории Сочи, где продолжается поисковая операция, тем временем испортилась погода, осложнив работу спасателей по поиску обломков Ту-154 и тел погибших. Идет сильный дождь с градом, ветер усилился. Отмечается туман и заметное волнение моря.
Ту-154, направлявшийся в Сирию, пропал с радаров 25 декабря через несколько минут после вылета из Сочи. На борту находились 92 человека, включая военнослужащих, журналистов, ансамбль песни и пляски имени Александрова и главу фонда «Справедливая помощь» Елизавету Глинку (Доктор Лиза). Все пассажиры и члены экипажа признаны погибшими.