Posted 13 января 2017,, 14:59

Published 13 января 2017,, 14:59

Modified 31 марта, 00:35

Updated 31 марта, 00:35

Иностранцев гонят из Рунета

13 января 2017, 14:59
Онлайн-кинотеатры и YouTube могут пасть жертвой в борьбе за чистоту умов российских граждан.

Госдума одобрила в пятницу в первом чтении законопроект, ограничивающий работу в России иностранных онлайн-кинотеатров и других аудиовизуальных сервисов. Четкого определения этого понятия в законопроекте нет, что стало предметом нареканий к нему не только со стороны депутатов, но и правительства РФ. Однако из пояснительной записки к документу следует, что речь идет о «сетевых ресурсах, осуществляющих цифровую дистрибуцию видеоконтента и ориентированных на российского потребителя».

К таковым предлагается отнести «сервисы, монетизирующие свои услуги за счет просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, либо предоставляющих видеоконтент отечественному потребителю по подписке (за плату)».

Законопроект ограничивает иностранное владение такими видеосервисами долей в 20% (по аналогии со СМИ). Правда, речь идет о крупных онлайн-кинотеатрах и видеосервисах с ежедневной посещаемостью более 100 тыс. российских интернет-пользователей. Для сервисов с региональным контентом планка по посещаемости установлена на уровне 20 тыс. пользователей в течение одного месяца.

Если закон примут, все такие сервисы должны будут уведомить о своем существовании Роскомнадзор, который включит их в специальный реестр. «Получать лицензию не придется, мы понимаем, что в таком случае рынок может просто рухнуть», — пояснил на заседании один из авторов этого проекта, депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой.

Он признался, что не понимает причин ажиотажа, который возник вокруг его законопроекта в СМИ. «Вся вакханалия была развернута главным образом из-за рубежа. Это та же история, что с уплатой НДС для иностранных интернет-сервисов. Во всем мире они платят этот налог в той стране, где находится их пользователь. И только Россия осталась единственной, кто этим правом не пользовался. В результате с 2003 года российский бюджет недосчитался 130 млрд рублей. Теперь же он будет получать 10 млрд рублей ежегодно», — сказал Луговой.

Депутат заверил, что ограничение иностранного владения видеосервисами необходимо для защиты информационной безопасности страны. «Через аудиовизуальные сервисы можно влиять на умы наших граждан, в том числе формировать общественное мнение. При этом мы никого не закрываем, просто говорим — приходите к нам, но работайте легально. Главная задача — навести порядок», — сказал Луговой.

Глава комитета Госдумы по СМИ Леонид Левин также убежден, что онлайн-кинотеатры — это «стратегический ресурс». При этом из-под действия закона решено вывести объекты международных соглашений, а также сервисы, иностранные владельцы которых получат разрешение от правительственной комиссии по иностранным инвестициям.

Требования законопроекта также не распространяются на аудиовизуальные сервисы, предоставляющие доступ исключительно к пользовательскому контенту, а также поисковики, выдающие ссылки на сайты к запрашиваемой продукции видеосервисов и принадлежащие иным лицам, отмечается в пояснительной записке к проекту.

«Видеосервисы типа YouTube не подпадут под действие этого закона, так как сервисы с преимущественно пользовательским контентом из него исключены», — заверил Левин. Однако под закон точно подпадут, например, iTunes и Google Play, так как они занимаются размещением специального профессионального контента.

Единоросс Шамсаил Саралиев и вовсе назвал «информационным вбросом» сообщения в СМИ о возможном ограничении работы в России YouTube, который принадлежит компании Google. «Выгонять YouTube из страны никто не будет, законопроект не касается пользовательского контента, так же, как и соцсетей. Просто идет запугивание людей», — сказал Саралиев.

Между тем, коммунист Алексей Куринный не считает беспочвенными опасения насчет возможного ограничения работы в России крупнейшего в мире видеохостинга. «Попадет ли под действие этого закона YouTube пока не понятно. Это будет зависеть от подзаконного акта правительства», — пояснил депутат. Из самого законопроекта следует, что его положения не распространяются на сервисы с доступом к аудиовизуальной продукции, размещаемой «преимущественно» физлицами. Однако порядок и критерии преимущественного содержания такой продукции позднее должны будут определить чиновники из Роскомнадзора.

Впрочем, судьба подобных сервисов вряд ли волнует кого-то в Госдуме. «В рамках идущей «холодной войны» аудиовизуальный сервис приобретает огромное значение. Кроме того, речь идет о компаниях, сравнимых по своей капитализации с «Газпромом». Наша задача — установить правила игры. При этом одно дело большие компании, а другое — маленькие, которые могут пропагандировать терроризм. Где сейчас вербуют в ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России, — «Росбалт»)? В «Фейсбуке», на Мэйл.ру, Одноклассниках, ВКонтакте. Мы это никак не регулируем. Надо вообще поставить уже давно вопрос, чтобы соцсети стали операторами связи, чтобы наших детей не вербовали ехать в Сирию и другие «горячие точки», — сказал Луговой.

Правда, он тут же оговорился, что депутаты не намерены приравнивать аудиовизуальные сервисы к масс-медиа. Тем не менее, эти сервисы попадут под многие ограничения, действующие сейчас в отношении СМИ, а также поисковых интернет-систем. Это касается не только запрета на пропаганду терроризма, размещения экстремистских материалов или разглашения гостайны, но и, например, обязанности удалять по требованию пользователя недостоверную информацию или маркировать свой контент указаниями на возраст (что, впрочем, делается уже сейчас).

Представителям парламентской оппозиции не понравилось, что законопроект также запрещает размещать на видеосервисах политическую рекламу и предвыборную агитацию. Вместе с тем, Луговой заверил, что партийные интернет-каналы под действие этого закона не подпадут.

Не вырастет, по его словам, и плата для подписчиков онлайн-кинотеатров. А глава комитета Левин и вовсе заявил, что иностранные аудисервисы успешно переживут принятие закона так же, как это случилось после принятия Госдумой нормы об ограничении иностранного участия во владении СМИ. «Почти все иностранные СМИ сохранились, просто поменяли структуру собственности, это же пройдет и с основными аудиовизуальными сервисами», — предположил Левин.

Несмотря на эти заверения, законопроект согласилась поддержать только «Единая Россия». В КПРФ отказались поверить в то, что иностранные онлайн-кинотеатры угрожают безопасности страны. «Предлагается некое подобие смеси «охоты на ведьм» и реализации коммерческих интересов каких-то структур, которые заинтересованы этот рынок подмять под себя», — предположил депутат Куринный. Между тем, как сообщали СМИ, законопроект был разработан Медиа-коммуникационным союзом (МКС), объединяющим операторов связи и крупнейшие медиахолдинги — «Газпром-медиа», «Национальную медиа группу», «CTC медиа», «Цифровое телевидение».

Луговой в ответ на критику законопроекта заверил, что все недоработки в нем будут устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Это касается конкретизации ряда терминов (в том числе основного — «аудиовизуальный сервис»), а также дополнительных обоснований необходимости ограничения доли иностранного участия во владении такими сервисами. Последнее замечание было ранее высказано в адрес законопроекта со стороны правительства. Впрочем, известно, что законопроект сумел заручиться поддержкой в Минкомсвязи, в то время как многие участники рынка категорически высказались против его принятия.

Елена Земскова