Posted 24 января 2017,, 12:20

Published 24 января 2017,, 12:20

Modified 31 января, 13:38

Updated 31 января, 13:38

Запуск ЕГРН: спешка опасна

24 января 2017, 12:20
Реестр недвижимости — не только очередная «фишка» для удобства, но и заслон от злоупотреблений в коррупционно емкой сфере.

Государственный чиновник регулярно становится перед выбором: сроки или качество? Об эффективности работы вышестоящее руководство, а иногда и общественное мнение судят чаще по срокам ответа на бумаге об исполнении поручений, расходовании средств и т. п. Самые яркие и узнаваемые примеры последнего времени — стадион «Зенит-Арена» и «закон Яровой». В первом случае налицо несоответствие масштабности задач и качества управления при строительстве уникального объекта. Во втором — заложенная на старте позиция законодателя по хранению колоссального объема информации вступила в противоречие с возможностями инфраструктурного характера, что дало повод инициировать требования о пересмотре закона.

Если проанализировать глубже, подобных примеров, конечно, гораздо больше. Новый год отметился задержкой предусмотренных законом сроков запуска Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Базу, которая должна объединить два ресурса — единый государственный реестр прав на недвижимость (ЕГРП) и сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН), планировалось запустить 1 января 2017 года, но этого до сих пор не произошло. Между тем, как отмечают СМИ, из-за затруднений, возникших с запуском, многие россияне могут не получить желаемого уровня услуг, касающихся права собственности. Пресса бьет тревогу, но участники рынка признают — в силу исключительной важности проекта со сроками, если они идут в ущерб качеству, можно и повременить.

Отвечавший за внедрение ЕГРН Росреестр попал под огонь критики журналистов. В условиях послепраздничного дефицита событий тема быстро оказалась в повестке дня, ее прокомментировал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, в ведомстве решают проблемы, возникшие с запуском ЕГРН. «Действительно, технологически не все получается. Но мне известно, что никто не сидит сложа руки, работают с тем, чтобы эту ситуацию компенсировать, исправить», — заявил пресс-секретарь. Понятно, что тема ЕГРН — одна из приоритетных, особенно с учетом той фискальной значимости, которую несет для государства единый госреестр недвижимости. Кроме того, ЕГРН заявлен как самая масштабная, сложная и технически уникальная из всех IT-систем, которыми пользуются органы власти, она не имеет аналогов в России. До формирования базы по всей стране было около 1,8 тысячи разрозненных баз. Сначала их пришлось собирать в 170 региональных баз, а теперь — в единую федеральную базу.

Закон «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним должны быть объединены в Единый государственный реестр недвижимости, был принят в середине 2015 года. На внедрение ЕГРН был отведен сравнительно небольшой срок, учитывая огромную территорию и емкий российский рынок недвижимости. Для иллюстрации — в Швеции внедрение единой учетно-регистрационной системы заняло больше 20 лет, а в Китае единый реестр недвижимости создается с 90-х, но пока так и не запущен.

Возможно, законодателей вдохновили предыдущие успехи Росреестра, которому всего за несколько лет удалось полностью адаптировать кадастр недвижимости и реестр прав для удобства граждан, в первую очередь, для получения госуслуг в электронном виде. Сейчас электронные услуги федеральной службы стали привычным и популярным делом для тех же застройщиков, успешно использующих их для оформления прав на готовые квартиры. В результате реформы учетно-регистрационной системы Россия даже попала в топ-10 по критерию «регистрация прав собственности» в рейтинге Doing Business-2017 Всемирного банка.

Возможно также и то, что принятию закона о создании ЕГРН предшествовала обычная бюрократическая несогласованность. В любом случае регистраторы столкнулись с очередной задачей максимум и, отсрочив запуск системы, сделали выбор в пользу «как лучше» вместо привычного «как всегда». Понятно, что база — не просто перенос в электронный вид сведений с бумажных носителей, но и настройка колоссальных информационных потоков. Многие данные еще необходимо актуализировать, большое количество объектов не оформлено — только в Подмосковье в прошлом году обнаружилось более 100 тысяч единиц такой недвижимости.

Другое затруднение, которое пришлось преодолевать создателям реестра, это дискуссии о формате подтверждения прав собственности. С прошлого года было отменено бумажное свидетельство о собственности, достаточно получить выписку из реестра в электронном виде. Это решение вызывало много споров — скептики считали, что это отразится на числе мошенничеств с недвижимостью. Защитники отмены, а это, как правило, профессиональные участники рынка недвижимости, наоборот, видят в электронной выписке только удобства и возможность уберечься от подделок, уверяя, что база ЕГРН имеет многоступенчатую систему защиты и в ней отражаются все действия, совершаемые в данный момент с собственностью.

Говорить о завершении реформирования учетно-регистрационной системы, как и о комплексном запуске ЕГРН, к сожалению, преждевременно. Но любая государственная IT-система состоит не только из серверов, мониторов и баз данных. Ей всегда сопутствует нормативно-правовая документация, причем появление «бумажек» должно предшествовать появлению «железа», чтобы потом все не переделывать. В случае с ЕГРН подготовкой нормативно-правовых актов занимается департамент недвижимости Минэкономразвития. Курировать процесс, синхронизировать его назначена замминистра экономического развития — руководитель Росреестра Виктория Абрамченко. А до прихода нового министра экономического развития Максима Орешкина за деятельность этого подразделения, как и Росреестра, отвечал заместитель министра Павел Королев, освобожденный недавно от должности. В его адрес и ранее звучали упреки в том, что, несмотря на огромные затраты, процесс создания реестра недвижимости шел слишком медленно. Похоже, что руководство службы мало влияло на решение и других вопросов, тормозящих развитие учетно-регистрационной системы, например, кадровых, поскольку руководителей территориальных управлений Росреестра назначало также Минэкономразвития. Курировал кадровый департамент, как и департаменты правовой и финансовый, замминистра Игорь Рева, также недавно покинувший свой пост.

Защита прав собственности — важный фактор, характеризующий уровень развития общества. И здесь Росреестру не только предоставлена возможность использовать передовые ресурсы и технологии. На него возложена ответственность за появление, корректную работу и безопасность такой громадной базы, как реестр недвижимости, содержащий сведения о сотнях миллионов объектов и прав. Это масштабный и сложный механизм, без которого сложно говорить о полноценном развитии многих экономических и социальных процессов.

ЕГРН — это не очередная «фишка» для удобства и комфорта, но и заслон от злоупотреблений в такой коррупционно емкой сфере. Электронный реестр пресечет прямой контакт чиновника с заявителем, а известно немало примеров, когда противоправные действия совершались непосредственно с участием регистраторов. В идеале ЕГРН приведет к тому, что работа чиновников станет фактически незаметна, при этом потребности граждан будут удовлетворены полностью.

В ведомстве сообщили, что система уже начала свое действие в режиме «покомпонентного» ввода сервисов и актуализации баз данных. Следовательно, можно говорить о том, что организационное и аппаратное сопротивление этому руководство службы постепенно преодолевает. Но не так быстро, как хотелось бы.

Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»