Posted 27 января 2017,, 16:17

Published 27 января 2017,, 16:17

Modified 31 января, 13:42

Updated 31 января, 13:42

Анатомия слухов: «Проблема 2018» выходит на первый план

27 января 2017, 16:17
Подготовка к президентским выборам все отчетливее становится главным политическим процессом в России.

Информация о намерениях первого заместителя главы администрации президента Сергея Кириенко, пришедшего на этот пост в октябре прошлого года, адаптировать все схемы работы под главную задачу — выборы главы государства в 2018 году — продолжает подтверждаться.

В частности, верными оказались слухи о том, что Кремль намерен «освежить» колоду кандидатов на пост президента от ведущих политических партий. Ранее некоторые издания утверждали, например, что Сергей Кириенко намерен убедить лидера КПРФ Геннадия Зюганова не выдвигать свою кандидатуру в 2018 году, а лучше и вовсе уступить пост главы партии кому-нибудь помоложе. При этом источники в Компартии эти слухи комментируют по-прежнему неохотно, лишь напоминая, что нынешнее руководство КПРФ вполне ее контролирует, а политическое будущее Зюганова зависит лично от него самого. То есть даже Владимир Путин, попроси он прямо, мог бы быть здесь не услышан, что уж говорить про Кириенко.

В свою очередь в ЛДПР считают, что они уже договорились — определять, кто пойдет на выборы, будет лидер партии Владимир Жириновский. Скорее всего, «главный шоумен» российской политики вновь решит лично побороться за пост главы государства. Хотя еще на прошлой неделе ходили слухи, что его тоже хотят «сдать в архив», вслед за Зюгановым.

Однако если главная цель Кремля — поднятие явки на фактически безальтернативных, а значит неинтересных для избирателя выборах, то сохранение Жириновского в списке спарринг-партнеров действующего президента логично. Никто лучше лидера ЛДПР не умеет «разогреть» дискуссию и изобразить из себя пламенного оппозиционера так аккуратно, чтобы одновременно и «зацепить» избирателя, и не навредить Кремлю.

Заметно сложнее ситуация в «Справедливой России», лидер которой Сергей Миронов не представляет никакой ценности для привлечения дополнительных избирателей в 2018 году. Его место, судя по слухам, хотел бы занять зампредседателя фракции, депутат Госдумы Александр Бурков. Некоторые консультанты Кремля якобы даже лоббируют его персону.

Однако в окружении Кириенко, как говорит источник, близкий к президентской администрации, могут родиться совсем другие идеи. По одной из версий, Миронову предложат выдвинуть кандидата из числа тех, кто не угрожает Владимиру Путину, но будет способствовать оживлению слишком предсказуемой президентской кампании. Кто это будет, правда, пока неизвестно.

В любом случае, явно не Алексей Навальный — в его участии в выборах сомнений все больше. Кремлевские источники последнее время в один голос твердят, что популярный оппозиционер «негативизирует» кампанию, а это обычно ведет не к повышению, а к снижению явки. Доводом в пользу того, что Навальный не сможет всерьез «оживить выборы» служит и его слабое, «без искорки» участие в недавних дебатах на телеканале «Дождь», где он спорил о коррупции в госзакупках с дизайнером Артемием Лебедевым.

Так что идущий сейчас повторный суд по «делу Кировлеса» вполне может закончиться как минимум подтверждением прежнего приговора Навальному, что закроет для него возможность участия в выборах. Сам оппозиционер при этом уже высказал опасения, что его предвыборная активность вызовет желание дать ему уже не условный, а реальный срок.

Это, впрочем, не значит, что Кремль хочет окончательно «задавить» всех своих критиков внутри страны. Например, Кириенко, как говорят, намерен изменить грантовую политику в отношении некоммерческих организаций, в том числе правозащитных. Правда, как отмечают слухмейкеры, это еще не значит, что все ограничения для них будут отменены. Просто деньги, вероятно, пойдут только через одного «уполномоченного оператора», которого возглавит доверенное лицо нынешнего первого замглавы президентской администрации.

Что касается людей, не пользующихся доверием Сергея Кириенко, то у них сейчас очевидные проблемы с продолжением карьеры. Речь, в первую очередь, о бывшем сотруднике кремлевской администрации Радии Хабирове, который отвечал за взаимоотношения с партиями и депутатами. Он, в частности, прославился несколькими успешными операциями, которые называли «политическими рейдерскими захватами». Самым известным пострадавшим здесь стал миллиардер Михаил Прохоров, предпринявший неудачную попытку сыграть роль независимого лидера «партии бизнесменов».

Хабиров ушел из Кремля вслед за Вячеславом Володиным, однако он не считался «его человеком», и в Госдуме никакой пост не получил. Напротив, ходят слухи, что сейчас Володин лоббирует назначение на бывшую позицию Хабирова кого-то из депутатов: либо бывшего «рекламщика» единоросса Сергея Железняка, либо одного из лидеров так называемого «либерального крыла» «Единой России» Владимира Плигина.

Хабирову же помогать с трудоустройством никто особенно не желал, и в итоге его судьба решилась достаточно неожиданно — 24 января он стал временно исполняющим обязанности главы Красногорского городского округа. Это один из самых «денежных» муниципалитетов в стране и место нахождения аппарата губернатора Московской области Андрея Воробьева. При этом не стоит забывать, что предыдущий глава Красногорского района Михаил Сапунов считался практически несменяемым.

В околополитической тусовке многие говорят, что для Хабирова, с учетом его прошлого уровня влияния, Красногорск стал политической ссылкой. В конце концов, долгое время Хабирову прочили куда более яркое будущее — как минимум потенциального кандидата на пост руководителя Башкирии.

Однако есть и радикально противоположная версия, в соответствии с которой Радий Хабиров должен стать преемником Андрея Воробьева, которого относят к так называемому «клану Шойгу», на посту губернатора Московской области. Противники министра обороны якобы подготовили почву для того, чтобы передвинуть Воробьева на другое место, ослабив тем самым позиции Шойгу в Подмосковье.

Одно из объяснений смысла этой интриги гласит, что именно Хабиров якобы сможет «правильно» провести избирательную кампанию в одном из ключевых регионов страны. Так что даже эту историю можно свести к подготовке к президентским выборам, которая уже сейчас все отчетливее становится главным политическим процессом в России.

Иван Преображенский