Posted 1 февраля 2017,, 07:40

Published 1 февраля 2017,, 07:40

Modified 31 марта, 00:22

Updated 31 марта, 00:22

Силовики против крымских татар

1 февраля 2017, 07:40
Возможно ли, что грубые действия ФСБ в Крыму приведут к обратному результату и лишь усилят недовольство местных жителей?

Внимание к Крыму на исходе января привлекли сообщения о том, что в Бахчисарае сотрудники ФСБ проводят спецоперацию против запрещенной в РФ экстремистской организации Хизб-ут-Тахрир. Потом стало известно, что силовики задержали активиста крымско-татарского национального движения Сейрана Салиева и симферопольского адвоката Эмиля Курбединова. Оба были обвинены в совершении административных правонарушений. Один – в попытке организации несанкционированного митинга, второй – в размещении «экстремистского видеоролика» в Интернете.

Административный арест адвоката Эмиля Курбединова в Крыму стал своеобразной «черной меткой» активному защитнику, считает коллега задержанного Андрей Сабинин. Как рассказал юрист корреспонденту «Росбалта», адвокатов по таким делам раньше не задерживали.

В результате ряд российских адвокатов, обеспокоенных ситуацией, подписали открытое обращение к Федеральной палате адвокатов РФ с просьбой предпринять меры по защите Курбединова и не допустить его политического преследования.

«Центр противодействия экстремизму выявил на странице в соцсети у Курбединова какой-то видеоролик 2013 года. Когда он его размещал, то Крым был еще Украиной, и Курбединов все делал в легальном поле. Однако ролик продолжал висеть в Интернете, и ЦПЭ сочло это длящимся правонарушением», — напомнил Андрей Сабинин.

Юрист полагает, что видеоролик стал лишь поводом к задержанию. «Первый раз такое слышу, что подобное происходит с адвокатом. Устроили настоящий цирк: остановили его, с привлечением спецназа и осмотром жилища и офиса. Зачем это все было делать, если реально никакой общественной опасности нет? Если даже и хотели „поставить на место“, как они, наверное, задумали, то зачем арестовывать на 10 суток, когда можно было ограничиться штрафом? Мне кажется, что это некая „черная метка“, галантное предупреждение о том, что не надо быть таким активным в адвокатской деятельности и в высказываниях в интервью», — предположил Андрей Сабинин.

Республика Крым стала ареной «тайной войны» между спецслужбами России и Украины, считает замдиректора Центра изучения проблем безопасности и сотрудничества в Причерноморье Владимир Джаралла. Как рассказал эксперт, этим противостоянием объясняются последние аресты крымско-татарских активистов. Владимир Джаралла заметил, что ситуация вокруг полуострова обострилась летом 2016 года, когда на границе произошли столкновения, и были погибшие с российской стороны. С того времени ситуация не стала спокойнее, о чем свидетельствуют многочисленные задержания российскими пограничниками лиц с поддельными документами, которые пытаются проникнуть в Крым.

«Не секрет, что есть большое желание со стороны Украины воздействовать на межнациональные отношения, в частности на „крымско-татарский вопрос“. Кроме спецслужбистов, такое же желание проявляет находящийся в эмиграции Меджлис (организация запрещена в РФ как экстремистская - прим.ред.). Чем больше будет скандалов, тем в большем образе диссидентов и страдальцев будет Меджлис», — заметил эксперт.

Джаралла констатировал, что российские спецслужбы, в свою очередь, наученные историей терактов в России, стремятся работать на упреждение, что приводит к арестам людей, которые пока еще не были замечены в какой-либо террористической деятельности. Эксперт напомнил, что хотя в украинский период истории в Крыму и действовала исламистская организация Хизб-ут-Тахрир, запрещенная в России, но активности в отношении именно Украины она не проявляла. Хизб-ут-Тахрир рассматривал Крым, скорее, как центр для координации действий в других регионах. По этой причине среди части крымских татар вызывает непонимание алгоритм деятельности российских спецслужбистов, которые задерживают молодых людей только за то, что те «встречались и обсуждали вопросы религии и политики».

«В среде крымских татар такие действия воспринимаются достаточно болезненно, потому что срабатывает национальная солидарность: может эти молодые люди не правы, но они наши соотечественники и мы должны их поддерживать…» — пояснил Владимир Джаралла.

Возможно ли, что грубые действия силовиков приведут к обратному результату и лишь усилят недовольство, о чем предупреждают некоторые наблюдатели?

Доцент Крымского федерального университета Владимир Кузьмин полагает, что ждать обостряющих действий от запрещенных Меджлиса и Хизб-ут-Тахрира не следует. «Среди какой-то части крымско-татарского населения эти организации, наверное, имеют поддержку, но эта поддержка явно незначительна. Они даже не присутствуют в публичном пространстве», — уверен эксперт.

Иного мнения придерживается экс-помощник первого вице-премьера Крыма, лидер общественной организации «Чистый берег. Крым» Владимир Гарначук. Он рассказал, что в Крыму растет недовольство местных жителей политикой республиканских чиновников, которое может выплеснуться в социальные протесты. А на них могут «наложиться» выступления крымско-татарских оппозиционеров.

«Люди в повседневной жизни сталкиваются с навалами мусора у своих подъездов, который никто не убирает, видят, как захватываются пляжи, как это происходит в Гурзуфе. А сейчас еще идет повышение коммунальных платежей. При этом по гостелевидению продолжают рассказывать, как все замечательно и никаких проблем нет», — констатировал Владимир Гарначук.

В случае с крымско-татарским населением социальное недовольство может переплестись с национальным возмущением, не исключил общественник. Гарначук напомнил, что 26 января в Бахчисарае при задержании силовиками крымско-татарских активистов местные жители пытались помешать этому. «Это первый случай в Крыму за последние три года, когда люди в открытую вышли и стали давать отпор сотрудникам ФСБ, зная, на что способна система правоохранительных органов», — сказал Владимир Гарначук.

Приход России на полуостров три года назад был положительно встречен крымчанами, в том числе, и потому, что у людей была надежда на прекращение беззаконий и «казацкой вольницы», характерных для Украины. Если же выяснится, что вместо одного беззакония пришел другой такой же беспредел, то настроения людей могут и перемениться.

Денис Леонов