Posted 27 февраля 2017,, 17:10

Published 27 февраля 2017,, 17:10

Modified 31 января, 14:09

Updated 31 января, 14:09

Потерпеть с протестами до выборов?

27 февраля 2017, 17:10
Власти и крупный бизнес до выборов обяжут сглаживать конфликты в социально-экономической сфере, но эксперты не уверены, что это поможет.

Администрация президента поручила правительству предоставлять ежемесячный отчет об экономических событиях, способных оказать негативное влияние на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку в регионах. Профильные ведомства, включая Минэнерго, Минтранс и Минпромторг, должны будут определить списки ведущих компаний, которые будут ежемесячно готовить для них доклады о наиболее «чувствительных» событиях. Источники утверждают, что такой мониторинг является частью подготовки к президентским выборам.

Очевидно, что в связи с подготовкой к выборам, которые, предположительно, должны стать своеобразным референдумом «о доверии Путину», власти и крупный бизнес обяжут сглаживать конфликты в социально-экономической сфере. В связи с этим примечательным выглядит сообщение о том, что акционеры ОАО «Уфалейникель» приняли решение об остановке производства на предприятии с 1 апреля 2017 года. При этом все сотрудники будут отправлены в простой по вине работодателя с оплатой двух третей от среднего заработка.

Наблюдатели уверены, что за консервацией производства последует его полное закрытие, но сейчас важно не допустить массовых акций протеста до президентских выборов. Трудовые конфликты будут «консервироваться», чтобы создать видимость стабильности, тишины и благости. Но уже очевидно, что это получится не везде и не всегда.

В Ростовской области приостановлены выплаты задержанной зарплаты шахтерам компании «Кингкоул», сообщил доверенное лицо горняков Валерий Дьяконов. Как он рассказал корреспонденту «Росбалта», работники не исключают организации новых акций протеста. «22 февраля были последние выплаты в размере 32 млн 109 тыс. рублей», — уточнил представитель протестующих.

По словам Дьяконова, о причинах приостановки шахтеры знают только из сообщений областных СМИ: о том, что началась прокурорская проверка «Региональной корпорации развития», через которую происходили выплаты. Представитель рабочих уточнил, что такая ситуация вызывает еще большую тревогу, так как появляются опасения, что корпорация могла быть замешена в каких-то коррупционных схемах.

Дьяконов уточнил, что с августа 2016 года оставшимся без работы горнякам было выплачено около 150 млн рублей долгов по зарплате. По расчетам самих шахтеров, им остались должны еще порядка 240 млн рублей. Горнякам также должны выплаты за простой и компенсации по решениям суда, которые составят еще несколько десятков миллионов рублей.

Выплаты долгов происходили неравномерно. «Из 2270 человек не получили своих денег 1317 работников. Ни одной выплаты не получили участники пикета в Гуково, а это — 661 человек. Их специально морят, чтобы они разошлись», — пояснил представитель.

Валерий Дьяконов подчеркнул, что протестующие намерены стоять в пикете, однако полное прекращение выплат и приостановки выдачи пайкового угля вынуждают активизировать протест. «Возможно, будут голодовка и пеший поход на Москву», — не исключил Дьяконов.

В 2016 году в Свердловской области на Качканарском ГОКе (ЕВРАЗ КГОК) состоялось несколько акций протеста, включая «итальянскую забастовку». Рабочие тогда протестовали против увольнений и сокращений зарплаты. По последней информации, руководство предприятия пока отказалось от масштабных планов увольнений, однако, пользуясь, затишьем, видимо, решило покончить с вожаками протеста.

Как сообщил депутат гордумы от КПРФ Габбас Даутов, руководство комбината уволило наиболее активных участников трудового конфликта. По словам Даутова, три человека, в том числе он, были уволены по сокращению штатов.
«17-го числа меня ознакомили с приказом о сокращении штата. Мотивировка: убран один экскаватор. При этом ни я, ни другие уволенные к этому экскаватору отношения не имели. То есть уволили наиболее стойких рабочих. На нашем примере администрация хочет устрашить, показать, что если еще кто рот раскроет, то с ним будет то же самое», — считает рабочий.

Габбас Даутов уточнил, что попал в коллизию: он может судиться с начальством, однако если добьется восстановления на работе, то тогда вместо него сократят другого работника. Профсоюзный деятель подчеркнул, что на Качканарском ГОКе сохраняется обстановка противостояния между коллективом и администрацией.

А вот руководство «АвтоВАЗа» в Тольятти не заморачивается предстоящими выборами и намерено уволить 740 работников. Профсоюзные организации уже начали подготовку к проведению массовой акции протеста.

Председатель профкома «Единство» Анна Перова рассказала, что до 19 февраля на «АвтоВАЗе» работали в режиме сокращенной рабочей недели. 19 февраля действие приказа о неполной неделе прекратилось, но не успели рабочие приступить к полноценной пятидневной рабочей неделе, как узнали о планах увольнений.

«22 февраля всем профсоюзным организациям предприятия — АСМ, „Единство“ и „Молот“ — вручили приказ о сокращении 740 человек, подписанный президентом ОАО „АвтоВАЗ“ Николя Мором», — уточнила Анна Перова. Активистка обратила внимание, что профсоюзы были уведомлены о предстоящих сокращениях за два месяца до их предполагаемого начала. Однако уже в этом факте есть нарушение законодательства, так как профсоюзы следует уведомлять за три месяца.

Массовые увольнения планируются и на предприятиях в Челябинской области. По информации главного управления по труду и занятости населения региона до 1 апреля будут уволены более 3,6 тыс. человек. Кроме того, неполное рабочее время трудятся свыше 10 тысяч работников на 65 предприятиях области, в том числе «ЧТЗ-Уралтрак» и «Уральская кузница». Согласно данным Челябинскстата, уровень безработицы в регионе составил 7%. И это при том, что, по информации того же Челябинскстата, индекс промышленного производства в январе 2017 года по отношению к январю прошлого года в Челябинской области даже растет, составив 104,4%.

«Сокращения идут в машиностроении: о таких мерах заявлял автозавод „Урал“, Челябинский тракторный завод и другие предприятия. Это — реакция на нынешнюю рыночную ситуацию. Так как многие предприятия зависят от оборонной промышленности, то они работают, когда у них есть заказы от „оборонки“», — пояснил представитель межотраслевого профсоюза «Содружество» в УрФО Денис Гнеушев.

Несмотря на рост безработицы, явной и скрытой, профлидер не прогнозирует увеличения социальных протестов в Челябинской области в ближайшее время. Причиной является неразвитость профсоюзного движения на крупных предприятиях.

«Рабочим трудно дается установление контактов друг с другом. Даже если речь вести о крупных предприятиях, то работники разобщены по разным цехам. В случае же сокращений с завода, рабочим, как правило, выплачивают хорошие выходные пособия. Это на какое-то время устраивает всех», — сказал Денис Гнеушев.

Роста накала в сфере трудовых протестов следует ожидать со второй половины 2017 года, считает руководитель Центра социального анализа ИГСО Анна Очкина. Как рассказала социолог, будет расти количество конфликтов, а в протесте проявятся тенденции к объединению участников.

«Сейчас трудовой протест — очень локальный, конкретизированный. Но чем дольше будет орудовать экономический кризис, тем меньше будет шансов на успех у каждой конкретной акции. И тогда, возможно, начнутся объединения людей в региональном масштабе — с разных предприятий и отраслей. Такие протесты общесоциального характера фиксировались в 2016 году в Самарской области, когда работники разных предприятий и люди, потерявшие работу, выходили на большие митинги протеста против разрушения социальной инфраструктуры, против отсутствия работы. Вот такие протесты начнут постепенно нарастать со второй половины 2017 — начала 2018 года», — сказала Анна Очкина.

Социолог подчеркнула, что не следует ждать большого радикализма от таких протестных акций. Однако невозможность добиться принципиального успеха в конкретном случае, на конкретном предприятии, вынудит людей «расширить кругозор» и объединяться с другими протестующими.

Таким образом, мониторинги социально-экономической обстановки к выборам имеют все шансы стать отчетами о росте социально-трудовых протестов.

Дмитрий Ремизов