Posted 2 марта 2017,, 08:26

Published 2 марта 2017,, 08:26

Modified 31 марта, 00:05

Updated 31 марта, 00:05

Россияне массово жалуются на блокировки счетов из-за программ-роботов

2 марта 2017, 08:26

Попытки банков автоматизировать процессы выявления подозрительных операций клиентов привели к росту жалоб на массовые блокировки счетов. По информации «Коммерсанта», более 80% жалоб поступает в отношении Сбербанка.

Жалобы на незаконные блокировки счетов появились на сайте banki.ru. Собеседник издания в Росфинмониторинге подтвердил рост жалоб физлиц на блокировки счетов со ссылкой на закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (закон 115-ФЗ).

В основном жалобы касаются следующих проблем: блокировка карт при внесении или снятии крупных сумм либо переводах на счет клиента или третьему лицу. По словам клиентов, банк просит предоставить пояснения и копии документов, подтверждающие источник поступления денежных средств. Срок рассмотрения документов — от двух до пяти рабочих дней, но после рассмотрения банк может принять отрицательное решение о разблокировке счета с формулировкой, что «документы не объясняют экономического смысла операций».

Согласно закону, обязательному контролю подлежат операции на сумму от 600 тыс. рублей, но банк вправе приостановить или заблокировать операцию и на меньшую сумму при возникновении подозрений и запросить документы о происхождении средств или цель сделки.

Происходит проверка так: специальная программа-робот отсортировывает операции по формальным подозрительным признакам и блокирует их. Однако это приводит к значительному росту фактов блокировки счетов и карт добросовестных клиентов. В Сбербанке заявили, что около 10% всех заблокированнных операций и счетов разблокируется после предоставлении документов или пояснений клиентов. Тем временем отказаться от автоматизации банки не могут, ведь иначе потребуется огромное количество специалистов, которые будут вручную проверять операции.