Posted 24 марта 2017,, 14:33

Published 24 марта 2017,, 14:33

Modified 31 января, 14:32

Updated 31 января, 14:32

Правозащитники: В заключении остаются женщины, осужденные за «госизмену» из-за SMS

24 марта 2017, 14:33
С 2013 года в Краснодарском крае осудили за госизмену шесть женщин, обвиненных в передаче информации о передвижении военной техники.

С 2013 года в Краснодарском крае осудили за госизмену шесть женщин, обвиненных в передаче информации о передвижении военной техники. Как рассказали в правозащитной группе «Команда 29», можно полагать, что не все дела «грузинских шпионов» закончены и может стать известно о новых фигурантах.

Самой известной осужденной по этому делу стала жительница Сочи Оксана Севастиди. В апреле 2008 года Севастиди получила от знакомого грузина SMS: «У вас танки стоят на платформе?». Женщина ответила: «Раньше стояли, сейчас не знаю». Спустя семь лет, в 2015 году женщину арестовали и осудили на семь лет лишения свободы. После резонанса в СМИ указ о ее помиловании подписал президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, Верховный суд РФ не признал Оксану Севастиди невиновной, а снизил срок наказания до трех лет лишения свободы.

В заключении остаются женщины, которые были осуждены по схожим обстоятельствам. К восьми годам лишения свободы была приговорена Анник Кесян. В апреле 2008 года в переписке со знакомым грузином тот спросил женщину, едут ли в Сочи танки, в ответ та написала SMS «Да, едут». Судил ее тот же судья Владимир Кобзев, что осудил и Севастиди.

Тот же судья приговорил к 12 годам лишения свободы Марину Джанджгава. Обстоятельства дела были похожи: женщине вменили в вину отправку двух SMS в конце апреля 2008 года. Марину Джанджгава арестовали в октябре 2012 года, и спустя год судья Кобзев признал ее виновной в госизмене.

В вологодской женской исправительной колонии отбывает наказание еще одна жительница Сочи Инга Тутисани. Ее в 2014 году осудили за государственную измену за отправку SMS грузинскому знакомому в 2009 году, уже после окончания российско-грузинского конфликта.

Практически во всех случаях следователи ФСБ уговаривали задержанных признать вину, согласиться на назначение государственного адвоката, не поднимать шума и не обращаться к журналистам. За это им обещали небольшие сроки. Не нанявшие адвоката, не сведущие в юридических тонкостях осужденные женщины даже не обратились в апелляционные инстанции.

Известно, что по статье о шпионаже были также осуждены трое граждан Грузии. В 2016 году они были освобождены по соглашению с Грузией. Тогда стало известно, что одна из осужденных — Екатерина Харебава. Согласно расследованию «Команды 29», два других грузинских гражданина — это Манана Капанадзе и Ирина Алиева. Последнюю судили не в Краснодаре, а в Ростове-на-Дону.

Прецедент Севастиди, которой восстановили пропущенные сроки апелляции, может помочь другим женщинам добиться пересмотра своего дела, считают юристы «Команды 29».