Posted 27 сентября 2017,, 17:10

Published 27 сентября 2017,, 17:10

Modified 30 марта, 22:01

Updated 30 марта, 22:01

Автократов меняют на технократов

27 сентября 2017, 17:10
Кремль перед выборами решил поставить на место пожилых и засидевшихся в своих креслах губернаторов новых чиновников, не связанных с местными элитами.

За три дня в отставку официально отправлены губернаторы Самарской и Нижегородской областей Николай Меркушкин и Валерий Шанцев. О своем уходе сообщили также главы Красноярского края Виктор Толоконский и Дагестана Рамазан Абдулатипов. Всего в ближайшее время могут смениться до десяти руководителей субъектов РФ.

Ротация напрямую связана с президентскими выборами, уверен доцент департамента политической науки ВШЭ Александр Кынев. «Речь идет о некоем пакете накопленных решений, как правило, по конфликтным губернаторам, имеющим те или иные проблемы. Это в основном конфликты с местными элитами, в которых идет регулярное генерирование скандальной и негативной повестки. Такая повестка федеральному центру под выборы не нужна», — заметил Кынев.

Падение рейтинга Николая Меркушкина предопределило его отставку накануне президентских выборов, считает депутат Самарской губернской думы от КПРФ Михаил Матвеев. «Безусловно, нет какой-то одной причины, по которой Николая Меркушкина отправили в отставку. Но основное — это колоссальное падение его популярности в регионе накануне президентских выборов. Это делало его как проводника неких электоральных идей крайне неэффективной фигурой. А падение его рейтинга, в свою очередь, произошло в результате массы ошибочных решений, которые серьезно ухудшили социально-экономическое положение региона и уровень политической стабильности», — рассказал Матвеев.

Валерий Шанцев вел Нижегородскую область к упадку, считает директор Института актуальной экономики Никита Исаев. Это обстоятельство вкупе с конфликтом региональных элит привело к отставке Шанцева.

«Любой элитный конфликт влечет за собой разбалансирование социальной, политической, выборной ситуации. Такой регион как Нижний Новгород оставлять в подобном конфликте было невозможно, это вызывало определенное напряжение в Москве», — полагает Исаев.

Виктора Толоконского отставили с должности губернатора Красноярского края не за его собственные неуспехи, а в рамках общей кампании кадровых перемен, считает директор центра гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент» Сергей Комарицын. Как заявил политолог, ругать Толоконского особенно не за что, но и поводов для похвалы не найти.

«Претензий к Виктору Толоконскому может быть много: в таком большом регионе и проблем немало. Красноярский край — в лидерах среди регионов по дефициту бюджета, по государственному долгу. Имеются и управленческие проблемы. Но есть регионы, где социально-экономическая ситуация значительно хуже. Конечно, Толоконский своим для красноярцев не стал, он был в крае „в командировке“ и остался чужаком. Больших достижений за три года у него не было, и в истории он останется только тем, что в парке пел. Но и какой-то оппозиции ему не было. Общество к нему относилось индифферентно. Бизнес заинтересован в его отставке не был, кроме, может быть, Игоря Сечина, который не любил Толоконского. Поэтому Толоконский лишь попал под общую тенденцию кремлевской политики на ротацию, смену управленческих кадров в регионах», — рассказал Сергей Комарицын.

Отставку главы Дагестана Рамазана Абдулатипова прогнозировали давно, рассказал директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев. «Республика явно не соответствовала тем параметрам, которые заявлялись в отчетных материалах, представляемых президенту страны. В этих материалах показатели развития сильно завышались. Если смотреть федеральные СМИ, то там Дагестан ассоциируется с возрождением мощной промышленности. Но в реальности этого нет: о какой промышленности говорить, все на ладан дышит. Постоянно говорили о каких-то инвестициях, а где они — непонятно. Сказать, что были улучшения в экономике, в жизни — тоже неправильно. Жить стало очень тяжело, происходят массовые сокращения на предприятиях, в ведомствах», — сообщил Гереев.

Рамазан Абдулатипов и его команда не оправдали доверия и надежд дагестанцев, считает и старший научный сотрудник МГИМО Ахмет Ярлыкапов. «Отставка Рамазана Абдулатипова назрела и перезрела уже давно. Когда в 2013 году он пришел к руководству Дагестаном, было очень серьезное воодушевление и поддержка в Дагестане, но затем уровень доверия упал очень низко, и стало раздаваться много голосов за то, чтобы Абдулатипов ушел. Возможно, не сам Рамазан Гаджимурадович, но его команда умудрилась растерять кредит доверия. Это произошло, несмотря на то, что когда Абдулатипов был главой республики, экстремисты уехали в Сирию и не было террористического фона. Но все возможности были упущены», — рассказал Ахмет Ярлыкапов.

Отставки губернаторов происходят в «византийской» традиции, считает политолог Дмитрий Пучкин. Федеральный центр не спрашивает мнения ни у жителей регионов, ни у самих губернаторов, которых отдают «на заклание» перед президентскими выборами.

«Смысл этого спектакля достаточно простой. Федеральный центр не хочет нести какой-либо ответственности за свои действия. Во всем цивилизованном мире, если социально-экономическая ситуация не улучшается, происходит либо отставка правительства, либо замена в нем каких-то ключевых фигур. У нас вместо этого козлами отпущения становятся губернаторы, которые работают в очень непростых социально-экономических условиях, вызванных ошибками, в том числе и в деятельности правительства. Их снимают с должности, потакая даже в некоторой степени низменным инстинктам толпы, играя спектакль, где царь хороший, а во всем виноваты плохие бояре, которых бросают на растерзание. Предполагается, что электорату это должно улучшить настроение перед выборами президента», — сказал Пучкин.

Фигуры сменщиков, с одной стороны, должны радовать электорат своей новизной и молодостью. С другой стороны, возникают вопросы — а насколько они вообще компетентны в вопросах управления регионами?

Федеральный центр убирает со своих постов влиятельных губернаторов, считает политтехнолог Михаил Шимановский, заменяя их молодыми и преданными чиновниками. «Отставленные губернаторы были давно встроены в разные федеральные элитные расклады. Соответственно, у них была потенциальная возможность для объединения с какой-нибудь неблаговидной целью. Не будем говорить про „дворцовый переворот“, но эти люди слишком эффективно отстаивали свои групповые интересы. Думаю, потому их сейчас и „зачищают“, чтобы переформатировать разбивку на элитные группы влияния», — сказал Шимановский.

По мнению политтехнолога, новые назначаемые главы регионов имеют прямо противоположные черты и возможности.
«Общие черты назначенцев — безраздельная преданность президенту. Вот это и есть ключевой фактор, по которому их назначают. Это люди, лишенные самостоятельности и отобранные по принципу молодости и умению пользоваться современной терминологией», — отметил Михаил Шимановский.

Назначение новых руководителей в регионы стало способом распределения чиновничьих должностей, считает политолог Сергей Журавский. «Молодые люди, которых назначили на высокие должности, получили тем самым высокие авансовые назначения с перспективой того, что, может быть, они научатся работать и у них что-нибудь получится. Называть их „технократами“ просто смешно. Пока их можно назвать молодыми чиновниками, которые немножко поработали на госслужбе, а теперь получили назначение в регионы. Всех их объединяет, по большому счету, отсутствие опыта руководящей работы и достаточно туманные перспективы в работе», — сказал Сергей Журавский.

По мнению эксперта, в каждом конкретном случае могут быть различные причины назначения именно этой фигуры в конкретный регион. «Возможно, кто-то „попросил“ за молодого человека и его решили отправить на „обучение“ в регион. На тот момент „свободным“ регионом оказалась Калининградская область, вот он и поехал туда и сегодня руководит Калининградской областью. Это не социальный лифт, о котором говорил президент, а все-таки достаточно субъективное назначение „своих людей“ в регионы. Кто конкретно их выдвигает, в каждом случае можно только догадываться», — пояснил Сергей Журавский.

Всякий раз, когда происходит ротация руководителей, у людей просыпается надежда на перемены к лучшему. Проходит время, «новый» губернатор становится «старым», накапливает негатив, и тогда из Кремля присылают свежего человека. И все повторяется заново.

Рокировки используются для снятия усталости и недовольства электората, для пробуждения надежд и иллюзий. А перед выборами это особенно важно.

Дмитрий Ремизов