Posted 6 октября 2017,, 16:32

Published 6 октября 2017,, 16:32

Modified 31 января, 17:02

Updated 31 января, 17:02

СМИ: Эксперты ВШЭ рассказали о контроле бюджета элитами

6 октября 2017, 16:32
Так, более 40% расходов всей российской бюджетной системы контролируются силовиками, региональными властями и федеральной бюрократией.

Под контролем элит в России находятся бюджетные расходы, эквивалентные более 15% ВВП страны. Об этом сообщает РБК со ссылкой на доклад директора института «Центр развития» Высшей школы экономики (ВШЭ) Натальи Акиндиновой.

Если учесть, что в 2017 году общие расходы бюджетной системы (федеральный бюджет плюс бюджеты регионов и социальных фондов) оцениваются в 35% ВВП, получается, что элиты контролируют более 40% бюджетных ресурсов в стране.

Речь идет о направлениях расходов бюджета, которые лоббируют те или иные группы интересов (или ими полностью распоряжаются), уточнила Акиндинова. Силовики — это расходы на оборону и безопасность, федеральная бюрократия — траты на общегосударственные нужды и национальную экономику, элиты бюджетного сектора — федеральное образование, здравоохранение и культура. Соответственно, под региональными элитами подразумеваются региональные бюджеты (за вычетом расходов на социальную политику, образование и здравоохранение, которые нужно выплачивать вне зависимости от политики региональных элит).

Наиболее крупные ресурсы сосредоточены в руках силовиков и региональных элит. Каждая из этих групп контролирует распределение госсредств в размере чуть более 5% ВВП. Около 3,7% ВВП государственных трат находится под контролем «федеральной бюрократии» и чуть более 1% — у «элит бюджетного сектора».

Центр развития ВШЭ также рассчитал, на что идет нефтегазовая рента в России. «Расходы делятся по уровням достаточно четко», — заметила Акиндинова: силовой блок финансируется из федерального бюджета, а социальная политика постепенно из него уходит и больше обеспечивается за счет регионов и внебюджетных фондов.

Так же обстоят дела и у образования и здравоохранения. Доходы федерального бюджета почти на 40% складываются из нефтегазовых поступлений (по оценке Минфина за 2017 год).

Расчеты ВШЭ основаны на том, что нефтегазовые и ненефтегазовые расходы на то или иное направление пропорциональны тому, как наполняются их источники, то есть если финансирование направления больше зависит от федерального бюджета, то и его зависимость от нефти и газа выше.

Оборона и безопасность зависят от нефтегазовой ренты на 40–50%, «общегосударственные вопросы» и «национальная экономика» — на 30%, «социальная политика» — на 20%, а образование, здравоохранение и ЖКХ — на 5–10%.

В Центре развития отметили, что по интегральному показателю результативности бюджетных расходов (управление, образование, здравоохранение, распределительная, перераспределительная, стабилизационная функции) Россия находится на предпоследнем месте в выборке из 25 стран. Это связано с отсутствием стратегического видения экономики. Во-вторых, виновны краткосрочные приоритеты — например, «социально-оборонный перекос бюджета» стал реакцией на кризис 2008–2009 годов и протесты 2011–2012 годов. Наконец, российские элиты не готовы «к самоограничению и достижению договоренностей ради целей развития», заключила Акиндинова.

11 октября депутаты обсудят проект бюджета с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком и главой Минфина Антоном Силуановым. Из документа на сайте правительства РФ следует, что доходы в 2018 году составят 15 257,8 млрд рублей, в 2019 году – 15 554,6 млрд рублей, в 2020 году – 16 285,4 млрд рублей. Расходы в 2018 году запланированы на уровне 16 529,2 млрд рублей, в 2019 году – 16 373,7 млрд рублей, в 2020 году – 17 155,3 млрд рублей. Что касается дефицита, то в 2018 году он составит 1 271,4 млрд рублей, в 2019 году – 819,1 млрд рублей, в 2020 году – 869,9 млрд рублей.