В гослото «11 из 85» проиграли все

Бюджетные трансферты регионам уже давно перестали распределяться по рациональным основаниям. В этом году 13 субъектов получат половину денег, выделенных 74 областям страны.


Регионам оставлено право собирать лишь те налоги, которые трудно администрировать. © Коллаж ИА «Росбалт»

Проект бюджета страны на 2018 год предусматривает, что 13 российских регионов из 74 дотационных получат ровно половину трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделяемых Минфином РФ.

Самым крупным получателем этой дотации уже третий год подряд стал Дагестан — республика получит более 59 млрд рублей. Это на 6,6 млрд рублей больше, чем в текущем году. Наибольший прирост по объему дотаций в 2018 году продемонстрирует Якутия — в 2018 году республика получит на выравнивание бюджетной обеспеченности на 7,3 млрд рублей больше и станет вторым по объему получателем этой дотации. Третий по величине перевод — более 39,3 млрд рублей — будет направлен в Камчатский край. К высокодотационным относятся также Алтайский край, Чечня, Крым, Тыва, Ингушетия, Карачаево-Черкесия.

Лишь 11 регионов в 2018 году считаются «донорами» и потому не получат трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности. В целом же абсолютное большинство регионов в новом году будет нуждаться в поддержке федерального центра.

«Критерии дотационности регионов, получающих средства на выравнивание бюджетной обеспеченности, очень простые: по душевому валовому региональному продукту (ВРП), скорректированному на индекс бюджетных расходов, в котором учитываются всякие удорожающие факторы. Если душевой ВРП низкий, то, значит, ничего хорошего с экономикой региона не происходит», — констатировала директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Несмотря на кажущуюся рутинность ежегодной верстки бюджета, некоторые эксперты полагают, что перемены все-таки наступают. Руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов уверен, что провозглашенная реструктуризация накопленных бюджетных кредитов регионов с 1 января 2018 года связана с изменениями в сфере регионального управления.

«Идет единый процесс изменения регионального управления и региональной экономической политики, который навязан „сверху“ региональным элитам. Взаимосвязаны и реструктуризация задолженности регионов, и смена губернаторов, замена их на людей, которые присягнули президенту и обязались не местничеством заниматься, а работать за зарплату», — считает Василий Колташов.

Эксперт напомнил, что сейчас, по информации, озвученной президентом РФ Владимиром Путиным, 31% собственных доходов субъектов федерации уходит на погашение кредитов. Половина регионов имеет долг, равный 50% доходов, а в восьми он выше доходов. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», за последнее время в отставку были отправлены именно те губернаторы, которые вогнали свои регионы в долги и не смогли обеспечить притока инвестиций.

«У нас было два типа губернаторов. Одни губернаторы исходили из того, что если инвесторы пришли в регион и хотят строить завод или начинать какое-то дело, то они должны это сделать исключительно выгодным лично для губернатора и его окружения. Таких руководителей было много, и в некоторых субъектах они еще остаются у руля. Губернаторы другого типа, наоборот, старались привлечь инвесторов, участвовали в соревновании за капитал. Естественно, что экономическая ситуация там, где были губернаторы первого типа, стала хуже и активно ухудшалась. Налоговая база уменьшалась, зарплаты людей уменьшались, и ситуация с бюджетными долгами становилась хуже», — пояснил Василий Колташов.

По мнению эксперта, федеральное руководство принялось отправлять в отставку именно таких губернаторов, а те и не сильно цеплялись за власть. «Нынешний бюджетно-долговой кризис был использован федеральным руководством для того, чтобы сломить сопротивление регионального начальства — потому что хуже уже некуда. А если ситуация ухудшается, то объяснимо, что и позиции региональные руководители легко сдают, тут им уже невозможно бороться», — предположил Колташов.

Регионы вынуждены просить дотаций из-за установленных федеральным центром «правил игры», считает депутат Госдумы Олег Шеин. Он уверен, что система бюджетных кредитов, которая работала до недавнего времени, лишь усугубила ситуацию и привела к сокращению социальных затрат в регионах. Как заявил парламентарий, регионам оставлено право собирать лишь те налоги, которые трудно администрировать.

«Примерно 60% налоговых поступления у регионов — это налог на прибыль и подоходный налог на зарплаты. Мы хорошо понимаем, что с налогом на прибыль плательщикам очень легко играть, увеличивая формальные бухгалтерские издержки, используя разного рода фирмы, зарегистрированные за пределами российской юрисдикции. Поэтому налог на прибыль, хоть и идет в региональный бюджет, но собирать его непросто. Что же касается налога на зарплату, на фонд оплаты труда, то надо иметь в виду, что у нас до половины работников занято неофициально. Так, Астраханская область из-за неофициальной занятости ежегодно теряет по налогам где-то порядка 9 млрд рублей, при том, что доходная часть всего регионального бюджета составляет около 25 млрд рублей. И виноваты в этом не люди, которые заняты неофициально, а антитрудовое законодательство», — заявил Олег Шеин.

По мнению депутата, ситуация могла быть совершенно иной, если бы в стране была другая налоговая политика. «Понятно, что при такой системе, когда „федералы“ забирают очень легко администрируемые налоги, такие как НДС, регионы будут дотационными, даже если у них работает экономика, потому что налоги с работающей экономики получают не они. Надо понимать, что и общая налоговая нагрузка на крупный капитал в России достаточно низкая. В России доля налогов в национальной экономике составляет 32%, в то время как в Европе от 40% до 50%. Если крупный капитал спокойно вывозит деньги в офшоры и только официально пользуется льготами на 9 трлн рублей ежегодно, то естественно, что в бюджете не будет хватать денег», — заключил Олег Шеин.

Представители регионов, которые формально получают большие дотации, тоже не испытывают большой радости от поддержки, оказываемой федеральным центром.

Вопреки обещаниям федерального руководства уделять особое внимание регионам Сибири и Дальнего Востока, изменений там не происходит, считает депутат Госдумы, доктор экономических наук Федот Тумусов. Не просматривается заявленный «приоритет» и в проекте бюджета страны на 2018 год. «Недавно президент Владимир Путин сделал замечание руководителям министерств и ведомств, говоря, что, когда они разрабатывают программы, то должны предусматривать в приоритетном плане ускоренное развитие регионов Дальнего Востока. Это, очевидно, предполагает, что темпы финансовых вложений в дальневосточные регионы должны быть больше, чем в среднем по стране. Но, к сожалению, этого не делается, в том числе и по социальным направлениям — здравоохранению, образованию, обеспечению транспортом», — отметил Федот Тумусов.

Распределение дотаций регионам не подчиняется требованиям экономической рациональности, считает экономист Андрей Заостровцев. «Распределение дотаций подчиняется чисто политическим задачам, которые в нашей стране определяет один человек. Если деньги так распределены, значит, этого захотел президент, или, по крайней мере, он наметил основные линии политики, которую в деталях реализует министерство финансов. Я не видел конкретно этого проекта и нововведений, но, в общем-то идея понятна: все бюджетные гранты, дотации в нашей стране служат преимущественно одной цели — обеспечение политической лояльности регионов, укреплению вертикали власти. Значит, и перераспределение дотаций происходит в соответствии с этой целью», — резюмировал Заостровцев.

Первый замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко, выступая в Совете Федерации, предостерегла от излишне оптимистичных расчетов при обсуждении проекта федерального бюджета на 2018 год. С учетом того, что только выплата реструктурированных накопленных бюджетных кредитов регионов будет растянута на 7-12 лет и выхода из дотационной «ямы» не предвидится, поводов для оптимизма действительно нет.

Дмитрий Ремизов

Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.


Ранее на тему Севастопольское ООО «ИнтерПодряд» заподозрили в невыплате налогов на сумму более 30 млн рублей

Силуанов рассказал о предложениях по восстановлению реальных доходов населения

Кубанские депутаты проголосовали за повышение транспортного налога в полтора раза