Posted 29 ноября 2017,, 15:52

Published 29 ноября 2017,, 15:52

Modified 30 марта, 21:24

Updated 30 марта, 21:24

Эксперт: «Раскрутка» темы «ритуального убийства» царской семьи говорит о влиянии крайне правого тренда на российскую политику

29 ноября 2017, 15:52

Вбрасывание в публичное пространство темы царских останков и «ритуального убийства» членов императорской семьи большевиками в 1918 году вписывается во все большее доминирование крайне правого тренда в российской политике. Такое мнение высказал «Росбалту» кандидат исторических наук, доцент МГУ Алексей Гусев.

«Тема царских останков и „ритуального убийства“ членов царской семьи вписывается в ту тенденцию, которая проявилась в год столетия российской революции 1917 года и которая сводится к тому, чтобы показать, что революция — дело не народа, а какой-то небольшой группы, меньшинства. То есть, речь идет об одной из версий „теории заговора“», — говорит ученый.

«Идея „ритуального убийства“, обсуждаемая некоторыми представители Русской православной церкви, это разновидность средневекового мифа о так называемом „кровавом навете“. Последний гласит, что иудеи используют кровь христиан в каких-то своих ритуалах. Такие обвинения против евреев выдвигались неоднократно, однако никаких доказательств этому предъявлено не было. Даже во времена Средневековья католическая церковь выступила с осуждением этих „наветов“», — продолжает Гусев.

«Интересно, что точно такие же обвинения выдвигались и против самих христиан, пока христианство не стало государственной религией в Риме и Византии», — отмечает историк.

«В России теория „ритуальных убийств“, совершаемых евреями, воскресла в начале 20 века и пропагандировалась крайне правыми черносотенными кругами, в основном, „Союзом русского народа“ и другими подобными организациями. Наиболее ярко она проявилась в знаменитом „деле Бейлиса“, когда еврей Бейлис был обвинен в том, что в „ритуальных“ целях убил русского мальчика. Власти тогда сделали максимум для того, чтобы была подтверждена эта „версия“. Вплоть до того, что департамент полиции платил деньги свидетелям, чтобы они ее подтвердили. Но, как известно, в суде присяжные заседатели Бейлиса полностью оправдали», — напоминает историк.

После расстрела большевиками в июле 1918 года царской семьи, крайне-правые силы актуализировали теорию «ритуальных убийств», уверяя, что организаторами этого убийства являются евреи, продолжает Гусев.

По словам специалиста, эти же крайне-правые силы сегодня на подъеме и в нынешней России и все активнее заявляют о себе.

«Эти силы имеют сегодня поддержку и в определенных кругах православной церкви. Не случайно одним из инициаторов обращения к версии „ритуального убийства“ царской семьи является епископ Тихон Шевкунов — известный идеолог правого течения в РПЦ. Именно эти люди стремятся навязать свою интерпретацию тех событий, уверяя, что убивали царя и его окружение евреи, хотя на самом деле в той группе, которая расстреливала царскую семью и принимала решение об этом в уральском областном Совете, евреем был только один Юровский. Все это вписывается в подъем крайне-правых националистических клерикальных сил, которые пытаются навязать обществу свою повестку», — убежден Гусев.

Тот факт, что такое государственное ведомство, как Следственный комитет откликнулся на требования части представителей РПЦ проверить «ритуальный» характер убийства царской семьи уже после того, как и в 90-е, и в 2000-е годы, найденные останки Романовых были генетически идентифицированы, после того, как были опровергнуты инсинуации об отрезании голов царя и его жены, все это говорит о том, что и «государственные институты испытывают на себе влияние крайне-правых сил», заключил доцент МГУ.