Posted 19 января 2018,, 14:30

Published 19 января 2018,, 14:30

Modified 31 января, 18:11

Updated 31 января, 18:11

Анатомия слухов: Путин в проруби, а Медведев под огнем

19 января 2018, 14:30
В то время как российский президент продолжает предвыборную кампанию, его окружение увлеклось дележом полномочий и кабинетов.

Владимир Путин окунулся в прорубь, чтобы привлечь симпатии православных избирателей. Медиа активно пропагандировали его крещенское купание, причем так рьяно, что у многих наблюдателей создалось впечатление, будто глава государства поступил так впервые. Однако его пресс-секретарь Дмитрий Песков заверил журналистов, что глава государства окунается в святую воду регулярно, из года в год. Даже в 2017 году Путин, как подчеркнул его представитель, не отказался от этой привычки, предпочтя крещенскую прорубь просмотру инаугурации своего американского коллеги Дональда Трампа.

Сделав эту ремарку, пресс-секретарь даже религиозный праздник сумел вставить в международный геополитический контекст. Как отмечает источник, близкий к администрации президента, эта история наглядно показывает, насколько артикулируемые интересы Кремля расходятся с темами, которыми реально интересуется глава государства. Правда, с точностью до наоборот — Владимир Путин якобы придает очень большое значение предстоящему 29 января объявлению новых санкций со стороны США, поскольку ему принципиально важны отношения с президентом Дональдом Трампом.

Это вызывает слухи о том, что расхождение реальной и официально-предвыборной повестки дня Кремля может уже в феврале превратиться в настоящую проблему, потому что станет заметно даже неискушенному в политике «рядовому избирателю». Вряд ли, конечно, это вызовет массовые беспорядки, как недавно в Иране, где люди вышли на улицы под лозунгами сворачивания агрессивной внешней политики и возвращения правящей элиты к решению насущных проблем собственной страны. Однако в окружении первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко, как главного предвыборного стратега, опасаются, что этими противоречиями может воспользоваться оппозиция.

В том числе именно поэтому политтехнологи, обслуживающие интересы Кремля, стремятся создать как можно больше виртуальных политических конфликтов и имитационных тем для обсуждения. Такой из них уже в ближайшее время может стать «защита от зла» в интернете. Общественную дискуссию по этому вопросу предложил начать все тот же Дмитрий Песков после нескольких нападений подростков на школы. Нет причин сомневаться, что власть не только переключит внимание общества на эту проблему, но еще и развернет обсуждение в нужном для себя направлении — в пользу ограничения соцсетей и в целом свободы пользования интернетом.

Другой пример такой имитации — настоящая свара вокруг рейтинга и репутации кандидата от КПРФ Павла Грудинина. Дело дошло уже до того, что некоторые вспоминают о былых связях Компартии с эмигрировавшим бывшим главой ЮКОСа, а ныне политическим оппозиционером Михаилом Ходорковским. Якобы и появление Павла Грудинина — его, а не Кремля, рук дело — вот почему подконтрольные оппозиции СМИ старательно агитируют теперь даже не за Ксению Собчак, а за кандидата российских коммунистов. Говорят также, что Грудинин, как жертва информационной атаки Кремля, может собрать немало голосов либералов, которые до этого планировали присоединиться к «электоральной забастовке», объявленной Алексеем Навальным.

Между тем окружение президента продолжает делить шкуру неубитого медведя, точнее, кресло главы российского правительства. Новым кандидатом слухмейкеров на этот пост стал нынешний глава администрации президента Антон Вайно, что показательно, не имеющий за плечами вообще какого-либо опыта экономической административной работы. В российской иерархии это, теоретически, не играет большой роли. Компетенции часто приобретают уже получив новую работу, как это было, скажем, с финансисткой Татьяной Голиковой, когда ее «бросили» на реформирование Минздрава и российской социалки с целью сокращения расходов.

Вайно, надо заметить, не единственный, кого в последнее время называют возможным преемником Дмитрия Медведева после мартовских президентских выборов. До этого то же самое писали про Сергея Чемезова, главу госкорпорации «Ростех», к которому, как говорят, близок как сам Вайно, так и, например, министр промышленности Денис Мантуров и большинство назначенных в 2017 году российских губернаторов.

Неудивительно, что источник в администрации президента считает публикации о премьерских амбициях атакой на условный чемезовский клан, а вовсе не борьбой за пост главы правительства. Тема же смены премьер-министра до выборов закрыта, и российский правящий класс это прекрасно понимает.

Иван Преображенский