Posted 5 марта 2018,, 17:30

Published 5 марта 2018,, 17:30

Modified 31 января, 18:42

Updated 31 января, 18:42

Почему детей в России кормят пальмовым маслом?

5 марта 2018, 17:30
Продукты на прилавках магазинов становятся все хуже. Эксперты предупреждают, что это скажется на здоровье нации.

Недофинансирование питания в образовательных и социальных учреждениях приводит к тому, что школьников и детсадовцев кормят некачественными продуктами и сокращают порции.

Так, согласно исследованиям «Сибирского федерального центра оздоровительного питания», проведенным совместно с аккредитованными государством экспертами, в Новосибирске до 90% состава питания в детских учреждениях — это фальсификат, суррогат или просто некачественные продукты.

В Чите местные депутаты не так давно вынуждены были просить краевой парламент увеличить стоимость питания для детей из бедных семей с 13 до 20 рублей в день. Причем они отмечали, что и эти небольшие деньги школы не получают.

Чем можно накормить ребенка на такие деньги? В школах Брянска и области детей кормили ломтиком хлеба и «кофейным напитком». Это стандартный школьный обед для детей, чьи родители не могут сдать дополнительные деньги на питание. В Иваново школьников с первого по четвертый класс обеспечивают бесплатным питанием на 20,2 рублей в день. На эти деньги ребенок получает «горячее блюдо»: например, кашу, половину сосиски и напиток.

Проблема некачественных продуктов в образовательных, медицинских и других учреждениях связана с общей проблемой фальсификации продуктов на рынке, считает сопредседатель союза потребителей «Росконтроль», юрист Александр Борисов. Как отметил эксперт, такие же продукты лежат на прилавках магазинов.

«По ряду категорий продуктов питания фальсификат достигает 40, 60 и даже 70%. И, кстати, фальсификация распространена не только в России, это сейчас проблема практически всех стран в той или иной мере. Высокие прибыли и низкая потребительская грамотность толкают производителей на такую дорогу. Чем ниже уровень жизни и покупательская способность, тем больше распространение фальсифицированной продукции», — объяснил Александр Борисов.

По мнению эксперта, основные категории, находящиеся в «зоне риска» — продукты мясопереработки, рыбная, молочная продукция, кондитерские изделия. «Сегодня законодательно созданы такие условия, когда даже добросовестному бизнесу приходится снижать качество продукции, чтобы не потерять потребителя и полку в магазине. То же — в условиях „черного рынка“ сертификации. Сегодня дешевле и удобнее купить сертификат или декларацию о соответствии на товар и поставлять его в магазин. За этой покупкой не стоит никакая лабораторная экспертиза. А значит, качество и безопасность отдается на откуп самому производителю», — отметил Борисов.

Юрист подчеркнул, что надзорные органы не имеют достаточных полномочий для контроля над ситуацией. «Надзорный орган может прийти на производство только один раз в три года или по жалобе потребителя на небезопасную (именно небезопасную) продукцию. Итог: штрафы за обман потребителей или нарушение технических регламентов при производстве достигают сумм 300 тыс., в редких случаях до 1 млн. рублей. Недобросовестный бизнес готов хоть ежемесячно оплачивать такие штрафы, поскольку фальсификация — вещь чрезвычайно выгодная», — заметил Борисов.

Общественник напомнил, что в Госдуме рассматриваются поправки в Уголовный кодекс о введении статьи за фальсификацию. Однако производители вряд ли испугаются штрафов и исправительных работ, предусмотренных законопроектом. Малоэффективными оказываются обращения в суды, да и потребители не хотят тратить время и усилия ради 10-15 тыс. рублей компенсации.

Введение контрсанкций против европейских продуктов не заполнило полки магазинов качественными отечественными товарами. «Очевидно, что сам факт контрсанкций не повысил в одночасье ни надои, ни урожаи. Работа с аграриями, — вещь кропотливая, требующая государственной поддержки. Что мы получили в первый год? Кратное увеличение ввоза того же пальмового масла в Россию. Вот только „сырных продуктов“ или „спредов“ по цене „сырных продуктов“ и „спредов“ на прилавках больше не стало, а „сыр“ и „масло“ с соответствующими ценами на полках остались», — констатировал Александр Борисов.

Господство на рынке некачественных продуктов вызвано как несовершенством законов, так и низким уровнем жизни в стране, считает представитель общественного движения в защиту прав потребителей Александр Батищев. Низкопробные продукты заполняют как прилавки магазинов, так и доминируют в поставках в социальные учреждения.

«Если говорить о социальных, детских учреждениях, то хорошие продукты туда просто не попадают, потому что не проходят по закупочной цене. Система тендеров приводит к тому, что выигрывает тот из поставщиков, кто предложил наименьшую цену, а качество уходит на второй план. По низкой цене товар высокого качества не произвести, и в убыток его никто поставлять не будет. Поэтому если не изменить механизм, не поставить во главу угла качество вместо цены, то так и будем кормить наших детей, стариков, инвалидов некачественными продуктами, фальсификатами», — сказал Александр Батищев.

Общественник подчеркнул, что необходимо также усиление контроля за работой поставщиков. «Бывает и такое, что поставляют продукцию с заводов, которые не существуют, с „заводов-фантомов“. То есть пишут, что продукция сделана, к примеру, в Московской области. Когда же пишем запрос по этому адресу, то выясняется, что там такого завода и нет. То есть поставщики еще и сотрудничают с мошенниками. Чтобы изжить таких мошенников, нужно ставить условия: поставщик должен предоставлять документы от заводов, сертификаты соответствия и проч., чтобы не поставляли кота в мешке, а можно было проверить и отследить производство продукции», — уточнил Батищев.

Общественный эксперт согласился, что некачественная продукция столь же часто встречается и на прилавках магазинов. Выбор в пользу дешевых продуктов питания является общей проблемой.

«Пока население будет бедным, с маленькими зарплатами, оно будет покупать дешевую продукцию. Производитель начинает искать более дешевое сырье, и качество продукта ухудшается. То есть надо поднимать уровень оплаты труда, повышать пенсии пенсионерам, ну, и тогда можно будет пристальное внимание обращать на производителей и требовать у них выпуска продукции более высокого качества», — заключил Александр Батищев.

Поставка некачественных продуктов в детские учреждения стала следствием безразличия общества к питанию нового поколения, считает автор концепции «Здоровье детей в руках взрослых», педагог Валентина Ладыжец.

«Сегодня критерием выбора поставщика продуктов является низкая цена. В таких условиях о какой-то ответственности говорить не приходится. А между тем некачественное питание может иметь необратимые последствия для здоровья ребенка. Происходит накопительный эффект, если ребенок неправильно питается изо дня в день. Следствием становятся ранние заболевания, в том числе и онкология», — заявила общественница.

Валентина Ладыжец подчеркнула, что считает решением проблемы ужесточение контроля в этой сфере. «Есть вещи, которые нельзя отдавать на откуп бизнесменам. Это та сфера, которая должна быть под жесточайшим государственным контролем. От нее зависит наше будущее, здоровье наших детей, продолжительность жизни», — сказала педагог.

Общественница констатировала, что ситуация с питанием детей в семьях также зачастую обстоит не лучшим образом. «Школа — это только часть ежедневного питания. Основная его часть все равно осуществляется в семье. Но сегодня наши родители озабочены только тем, чтобы ребенок не просил есть, и стараются побыстрее его накормить абы чем», — отметила Валентина Ладыжец.

Ухудшение качества продуктов опасно для развития детей, рассказал детский диетолог, доктор медицинских наук Игорь Конь. Вредны для здоровья как избыточное питание дешевыми продуктами, так и недостаток питания.

«Даже если 20-30% продуктов в питании детей являются недоброкачественными, то это может оказать серьезное влияние на рост детей, их физическое и нервно-психическое развитие, и позже — на состояние здоровья. Избыточное питание приводит к избыточной массе тела, оказывает влияние на болезни желудочно-кишечного тракта, печени. С другой стороны, недостаточное питание ведет к недостаткам развития и снижает устойчивость детей, особенно дошкольного возраста, к инфекциям», — сказал эксперт.

Диетолог подчеркнул, что недостаточность питания не всегда означает количество продуктов. «В количественном отношении может казаться, что все нормально, но недостаточное потребление белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и других пищевых веществ ведет к нарушению состояния здоровья», — отметил Игорь Конь.

Ухудшение питания детей, по единому мнению экспертов, связано с общей ситуацией с продуктами в стране. Большинство юных россиян лишены здорового питания как в школьных и дошкольных учреждениях, так и дома. Проблема питания и здоровья должна стать первостепенной, но общество отчего-то живет иными проблемами, заботами и иллюзиями.

Дмитрий Ремизов