Posted 16 марта 2018,, 17:30

Published 16 марта 2018,, 17:30

Modified 31 января, 18:48

Updated 31 января, 18:48

Откройте, выборы!

16 марта 2018, 17:30
Использование административного ресурса для повышения явки вызывает брожение в обществе, что может привести к непредсказуемым последствиям.

Полиция в преддверии 18 марта проявляет особый интерес к недовольным, особенно — к штабам сторонников оппозиционера Алексея Навального. «Знаки внимания» взятым «на карандаш» людям оказывают разные, в зависимости от региона. Где-то оппозиционеров не побеспокоили вовсе, где-то изъяли листовки, где-то — направления для наблюдателей, а где-то производились задержания и даже аресты активистов.

Сотрудники полиции ежедневно, по нескольку раз посещают штаб Навального в Саратове, рассказал координатор штаба Михаил Мурыгин. Он убежден, что делается это с целью запугать оппозиционеров перед выборами, во время которых те намерены организовать наблюдение на участках.

По словам Мурыгина, в четверг полицейские изъяли два плаката, размещенные в окнах штаба. При этом был нанесен ущерб имуществу активистов, и даже понятые отказались расписываться в протоколе, решив, что стали свидетелями беззакония.

В пятницу полицейские вновь навестили саратовский штаб, на этот раз — чтобы составить протокол об административном правонарушении в отношении одного из сотрудников штаба Андрея Копшева. «Какой-то человек написал заявление, что еще в феврале пришел в штаб, и наш сотрудник выдал ему листовку. Теперь этого сотрудника подозревают в незаконной агитации, при том что у нас уже тысячу раз изымали эти листовки, и известно, что они законные», — сообщил координатор.

Мурыгин уточнил, что полицейские написали протокол в отношении Копшева о правонарушении по ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ (изготовление, распространение или размещение агитматериалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах). После этого полицейские хотели отвезти оппозиционера в суд, однако прибывший юрист напомнил им, что доставление в суд не является прерогативой полиции. В итоге полицейские ограничились выпиской повестки.

В штабе сторонников Навального в Тюмени полицейские изъяли свыше 2 тыс. листовок. Как сообщил координатор штаба Александр Куниловский, обыск произвели сотрудники отдела по исполнению административного законодательства. «Визит полицейских закончился изъятием 2096 листовок, которые содержали карикатурное изображение Путина. При этом листовки призывающие к бойкоту выборов, но не содержащие изображения Путина, их не интересовали», — рассказал координатор.

Сотрудники полиции также произвели обыск-осмотр в штабе сторонников Навального в Кемерово. Изъяты тысячи листовок и направлений для наблюдателей, сообщил помощник координатора штаба Борис Павлов.

Он уточнил, что это уже второй визит полицейских в штаб за последние дни, а накануне сотрудники центра по противодействию экстремизму приходили к нему домой. «Всего в штабе за эти два обыска изъято свыше тысячи направлений для наблюдателей. Искали направления и у меня, но у меня их не было, и полицейские забрали свыше 600 листовок», — рассказал Борис Павлов.

По словам оппозиционера, он опасается, что изъятые направления могут быть использованы для организации провокаций. «Вполне возможно, что направления могут дать подставным людям, и этого мы особенно боимся», — сказал Павлов.

Помощник координатора уточнил, что кемеровский штаб оппозиции также лишился одного из своих волонтеров: областной суд отправил под арест на 5 суток Степана Шишкина. Его осудили по делу о „забастовке избирателей“ 28 января. Первая инстанция его оправдала, но полиция подала апелляцию, и сегодня областной суд принял решение об аресте.

В Красноярске полицейские изъяли листовки в штабе Навального и задержали пикетчика. Как сообщила координатор штаба Яна Герасимова, изъято несколько сотен листовок. По словам координатора, полицейские явились в штаб и заявили, что предвыборные листовки не одобрены избирательной комиссией. После изъятия и опроса сотрудников и волонтеров полицейские удалились.

Задержанию подвергся волонтер красноярского штаба Антон Киргизов. Он вышел с одиночным пикетом к городской администрации. «Никаких имен на плакате Антона не было. Тем не менее полицейские его задержали, отобрали и разбили телефон, поцарапали руку. У него отобрали 60 листовок. Отпустили через три часа после составления протокола», — рассказала Герасимова.

В течение среды и четверга полиция в Мурманске задержала восьмерых оппозиционеров. Им предъявлены обвинения в нарушении правил проведения уличных акций 28 января, во время «забастовки избирателей». «Шесть волонтеров получили штрафы по 10 тыс. рублей. Юрий Фомин и Александр Карево — административные аресты по 5 суток каждый», — рассказала координатор мурманского штаба Виолетта Грудина.

По ее мнению, преследования накануне выборов имеют цель парализовать работу штаба оппозиции и запугать волонтеров. «Меня вызывают на новый допрос по событиям 28 января. Суд, рассмотрев материалы по части 8 статьи 20.2 КоАП РФ, отправил их в Следственный комитет для проверки на уголовный состав, потому что там считают, что я неоднократно нарушала закон о митингах и шествиях. Это „статья Ильдара Дадина“ — 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). Допрос назначен на 19 марта», — сообщила Грудина.

Накануне выборов работники правоохранительных органов в регионах совершают ритуальные действия, формально направленные на борьбу с экстремизмом, считает политолог Алексей Синельников. С этим связано повышенное внимание полиции к штабам сторонников Навального.

«Как все работает? Вот проводятся какие-то совещания, среди вопросов которых — предотвращение экстремистских действий на выборах. В протоколе совещания надо же что-то написать, а потом отчитаться о выполнении планов по предотвращению этих действий. Ну, обошли подвалы, поискали гексогена, поработали с диаспорами, выписали через прокуратуру предупреждения радикалам, а заодно — зашли в штабы Навального и забрали листовки и прочие документы на проверку. Вот и „галочка“ будет стоять о том, что что-то сделали», — пояснил Синельников.

По его мнению, полицейские регулярно посещают штабы сторонников Навального, поскольку те, с одной стороны, считаются точками несистемной деятельности, а с другой — их можно часто проверять без видимых негативных последствий.

«Слабость провоцирует на агрессию. К тем, кто не умеет по-настоящему давать сдачи, и отношение более агрессивное. Против них можно делать какие-то вещи, которые не станешь делать по отношению к людям, которые тебе заведомо так ответят, что ты сам не будешь знать, откуда тебе „прилетело“. А штабы Навального не умеют сделать больно в ответ. Там в основном молодые люди, которые выросли в комфортной среде, у них нет когтей и зубов. Они вяло протестуют против такого отношения, но не знают, как отбить охоту к подобного рода действиям на будущее. Не знают, как „сделать больно“ конкретным людям, как их завязать в бесконечные проверки, как жаловаться в прокуратуру на этих людей, как их „высвечивать“. Они пока находятся на стадии: вяло пишем в Интернет и радуемся игре с шариками. Отсюда все и происходит», — констатировал Синельников.

Политолог подчеркнул, что в итоге, однако, полиция работает на поддержку «электоральной забастовки», пропагандируемой оппозиционерами. «Если в России кого-то полиция неспровоцированно забирает, арестовывает, то поневоле начинаешь думать: а может, он и прав? К тому же у каждого человека есть референтная группа: родители, родственники, друзья, друзья родителей… Молодой человек приходит домой и рассказывает, как к ним сегодня приходила полиция. Слышит это все папа, предприниматель, который тут же проецирует произошедшее на себя. На чьей стороне будет его сочувствие? Явно не на стороне полиции, которая совершает действия, мало обоснованные с точки зрения здравого смысла», — заметил Алексей Синельников.

Полицейские сегодня «ставят галочки» в отчетах, а молодые оппозиционеры учатся противостоять насилию со стороны государства. Они пока еще неопытны, но «когти и зубы» отрастают со временем. Попутно все происходящее вызывает брожение в обществе, и нынешнее «пинание слабых», возможно, еще отзовется в скором будущем.

Дмитрий Ремизов