Posted 20 марта 2018,, 11:57

Published 20 марта 2018,, 11:57

Modified 30 марта, 20:24

Updated 30 марта, 20:24

В «Единой России» считают, что новый стандарт Минобрнауки по литературе требует обсуждения

20 марта 2018, 11:57

«Единая Россия» просит Минобрнауки РФ провести экспертное обсуждение проекта нового стандарта для школьников по литературе. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу партии, на имя министра образования и науки Ольги Васильевой направлено соответствующее официальное обращение за подписью координатора партийного проекта «Новая школа», депутата Госдумы Алены Аршиновой.

Она отмечает, что педагогическое сообщество и эксперты высказывают существенные замечания и возражения к проекту образовательного стандарта. «Если мы найдем причины, чтобы не поддерживать стандарт в предложенной редакции, мы подготовим предложения для министерства, на учете которых будем настаивать. Но на фоне сегодняшнего резонанса и протеста, который может быть обусловлен и недостаточной информированностью протестующих учителей, принятие стандарта не представляется возможным. Педагоги, являющиеся важными участниками образовательного процесса, имеют право на то, чтобы быть услышанными и получить ответ на свои вопросы», — подчеркивает Аршинова.

Напомним, в понедельник в Минобрнауки РФ должно было пройти заседание совета по стандартам. На нем планировалось утвердить новые нормы, согласно которым школьники будут изучать 235 произведений за пять лет. Однако учителя литературы, методисты и преподаватели вузов выступили против таких нововведений, поскольку «это перечеркнет логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия». По мнению авторов открытого письма, размещенного на портале «Гильдия словесников», подготовленные Минобрнауки документы лишают школу вариативности в построении программ, попирая основы закона об образовании.

Преподаватели считают, что новые стандарты грубо нарушают права детей, уже проучившихся по существующему стандарту до 6 класса, к тому же «прочитать и обсудить на уроках все включенные в программу (часть нового стандарта) тексты вдумчиво и качественно невозможно». Кроме того, учителя не смогут учесть возрастные и психоэмоциональные особенности и возможности школьников. «Это подавляет мотивацию к чтению, противоречит современным требованиям выявления и развития детской одаренности, инклюзивного образования школьников», — отмечают преподаватели.

Они также указывают, что программа исключает литературу, популярную среди детей: современную литературу, литературу, написанную для подростков. «Таким образом, предложенный в проекте документа список произведений является серьезным шагом назад в построении программы по литературе», — убеждены авторы обращения.

Учителя особо подчеркивают, что все обозначенные несообразности документа неоднократно становились предметом общественных обсуждений, однако в итоге мнение профессионального сообщества учтено не было. «Таким образом, проект стандарта составлен непрофессионально, не опирается на мнения учительского сообщества, содержит множество внутренних противоречий и подрывает авторитет российского образования», — резюмируется в обращении преподавателей.

Как пояснил в интервью «Коммерсанту» учитель литературы московской гимназии 1514, член «Гильдии словесников» Антон Скулачев, «общественную экспертизу проходила версия проекта изменений, которая существенно отличается от документа, который предполагалось рассматривать в понедельник». По его словам, первоначальная версия документа была представлена на общественное обсуждение в июле 2017 года и «получила более 200 отрицательных отзывов и около 45 — положительных».