Posted 20 марта 2018,, 14:19

Published 20 марта 2018,, 14:19

Modified 31 января, 18:51

Updated 31 января, 18:51

Какие соотечественники нам нужны?

20 марта 2018, 14:19
Эксперты и представители власти пытаются разобраться, почему буксует госпрограмма по возвращению в Россию людей, оказавшихся за ее границами после распада СССР.

Институт демографии Высшей школы экономики и Форум переселенческих организаций провели конференцию под говорящим названием: «Почему Госпрограмма содействия переселению соотечественников превращается в противодействие переселенцам?»

Действительно, почему? Многие эксперты и журналисты, участвовавшие в мероприятии, уже не первый десяток лет занимаются проблемами соотечественников и трудовой миграции (которая в России, к слову, является частью проблемы соотечественников, учитывая, что более 90% трудовых мигрантов — это граждане бывших республик СССР). Однако «воз» и ныне там.

Основная проблема России, как страны, состоит в том, что ее чиновный класс, начиная от большинства депутатов Госдумы и заканчивая последним чиновником МВД в регионе, как относились раньше, так и до сих пор относятся ко всем соотечественникам как к «понаехавшим», чужим, потенциально опасным людям, почти преступникам.

С точки зрения здравого смысла это отношение не поддается никакому осмыслению. Потому что демографические проблемы России давно известны, признаны и озвучены не только лучшими учеными демографами и другими специалистами, но и верховной властью. Напомню, что в своем последнем послании Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин признал, что численность трудоспособных россиян только за предыдущий 2017 год сократилась почти на миллион человек. Прогноз на ближайшие годы и даже 10-20 лет для страны также неутешителен…

Из этого вроде бы естественным образом должен следовать вывод — добро пожаловать в Россию, дорогие соотечественники. Ан нет. Изначально Программа содействия переселению соотечественников должна была отделить «козлищ» от овец. Под первыми у нас уже традиционно подразумевают трудовых мигрантов, а под вторыми русских (русскоязычных) проживающих за рубежом. Однако — не отделила. Русские, приезжающие на историческую Родину по этой, вроде бы, специально для них созданной программе, для российского чиновного класса продолжают оставаться такими же «козлищами», что и нерусские мигранты из Центральной Азии и Закавказья.

То есть, налицо парадокс, если не сказать, шизофрения массового сознания российского правящего класса. С одной стороны, этот класс твердо рассматривает «ближнее зарубежье», как «сферу жизненных интересов» России и постоянно высказывает озабоченность положением русских во всех республиках бывшего СССР. С другой стороны, когда эти самые русские приезжают в Россию, зачастую отказавшись от своего прежнего гражданства и продав единственное жилье, здесь их встречают отнюдь не с распростертыми объятьями.

Причем необходимо отметить один важный момент. Соотечественники, приезжающие в Россию по соответствующей программе — не нахлебники, а зачастую инвесторы. Они, как правило, не ждут никаких субсидий и, по большому счету, никаких особых субсидий и не получают, если только не едут в какой-нибудь совсем уж отдаленный регион.

Все как раз наоборот, рассказала заместитель председателя Исполкома «Форума переселенческих организаций» из Воронежа Галина Рагозина. По ее словам, например, переселенцы из Казахстана везут с собой миллионы рублей, самостоятельно покупают в России жилье. Однако для того, чтобы участник программы переселения не то чтобы смог получить гражданство, но хотя бы разрешение на временное проживание (РВП), ему необходимо зарегистрироваться. А вот это в современной России почти неразрешимая проблема. Переселенцы не могут зарегистрировать в своей квартире даже собственных детей.

Получить регистрацию в РФ почти невозможно. В том числе и тем, кого заманили в страну посулами Программы переселения соотечественников. Должен найтись какой-то доброхот, который зарегистрирует у себя вновь прибывших соотечественников и только после этого можно продолжать оформление своего легального статуса в России.

Причем характерно, что переселенец должен успеть оформить все необходимые документы, в том числе, и прописку, в первые 90 дней своего пребывания на «исторической Родине-матери». Не успеешь — будешь лишен этого статуса и тебя вышвырнут из страны, да еще с запретом на въезд в течение многих лет.

У руководителя отделения движения «За права человека» в Калужской области Татьяны Котляр ситуация, когда переселенец не может зарегистрировать собственных детей в своей же квартире, вызывает большое удивление. По ее словам, на соотечественников распространяются и драконовские меры, действующие в отношении иностранных мигрантов.

Как известно, в 2013 году были приняты поправки в российское законодательство, согласно которым всего за два административных нарушения иностранный гражданин подлежит депортации из России. Как правило, с запретом на возвращение на много лет. Так вот, этот же закон действует и в отношении тех, кто едет в РФ по программе переселения соотечественников. Котляр рассказала, как к ней за помощью обратился ее знакомый — участник этой программы. Когда он с женой и двумя несовершеннолетними детьми ехал на автомобиле, его машину остановил патруль ДПС. За отсутствие двух специальных детских кресел полицейские выписали им сразу два административных штрафа, что автоматически лишило эту семью статуса участника программы. Они подлежат депортации в ту страну, от гражданства которой, согласно российскому закону, уже отказались и в которой уже продали свое единственное жилье.

Впрочем, у заместителя начальника отдела по работе с соотечественниками Управления по организации работы с беженцами, соотечественниками и вынужденными переселенцами ГУВМ МВД России Зульфии Эсакаевой другой взгляд на положение дел в этой сфере. По ее словам, если программу начинали 12 регионов России, взявшихся принимать переселенцев, то сейчас в ней участвуют уже 63 региона, а к концу года их число, как предполагается, должно вырасти до 70.

Заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева считает, что надо пойти радикальным путем и давать российское гражданство всем зарегистрированным участникам программы переселения еще когда они находятся за границей, чтобы в Россию они въезжали уже с российскими паспортами. На что представитель МВД Зульфия Эсакаева удивленно переспросила: «Как это? Они же иностранцы!».

Александр Желенин