Posted 17 апреля 2018,, 18:55

Published 17 апреля 2018,, 18:55

Modified 31 января, 19:10

Updated 31 января, 19:10

Мусорный бой под Казанью

17 апреля 2018, 18:55
Горожане пытаются противостоять строительству опасного завода рядом со своими домами, но сталкиваются с давлением и нежеланием чиновников вступать в диалог.

В Казани преследуют граждан, выступающих против строительства мусоросжигающего завода вблизи жилых кварталов. Некоторые «отделались» штрафом, а в гараж пары недовольных пенсионеров забрались неизвестные и разбили старый «ВАЗ». Тем не менее, активистам все же удалось привлечь внимание официальных лиц, хотя конфликт далек от разрешения — по словам протестующих, в деле замешаны интересы влиятельных людей.

Три женщины, поднявшие вопрос о строительстве завода на встрече с мэром Казани Ильсуром Метшином, были задержаны и две из них уже оштрафованы, а третьей суд еще предстоит.

Полицейские задержали местных жительниц Гульназ Смирнову и Ирину Никифорову. Суд оштрафовал женщин за 10 тыс. рублей за анонсы за размещение в соцсетях анонса о несогласованном чиновниками митинге. Суд над третьей участницей экозащитного движения Гузель Халиловой отложен.

Все три активистки ранее присутствовали на встрече мэра Метшина в городском районе Салават Купере, где поднимался вопрос о проекте мусоросжигательного завода, который хотят построить рядом с жилыми домами. «Вот такой диалог с властью у нас получается. Три активистки записались в рабочую группу, о создании которой было принято решение на той встрече. В нее записались еще несколько десятков человек. Нам теперь интересно: всех ли будут привлекать к ответственности или, может, только выступавших?» — заметила участница движения «Против мусоросжигательного завода» Вера Керпель.

Активистки намерены обжаловать штрафы. Помимо обращений в апелляционные инстанции, они написали жалобы в Совет по правам человека. Не связанные с государством правозащитники уже заявили о намерении поддержать горожанок. Как считает координатор организации «Зона права» Булат Мухамеджанов, судебные решения приняты с нарушениями закона и умаляют права граждан. «Административные штрафы, которые были наложены на двух активисток, будут обжалованы в Верховном суде Татарстана. Там есть ряд процессуальных нарушений, в частности, из решения суда следует, что не были вызваны и опрошены сотрудники полиции, которые писали рапорты», — рассказал правозащитник корреспонденту «Росбалта».

Совет по правам человека при президенте РФ тоже отреагировал и планирует провести в Татарстане выездное совещание своей постоянной комиссии по экологическим правам. «Гражданское общество и активные экологические организации Татарстана добились того, что состоялась встреча с руководящими лицами Казани, с мэром города. На встрече они озвучили проблемы, и им было обещано этими проблемами заняться. Но результатом стало то, что после этой встречи с мэром активистов стала задерживать полиция. Вот так, видимо, руководящие граждане взялись „решить“ эти проблемы. Активисты написали письмо в СПЧ, и правозащитники решили приехать, чтоб разобраться в ситуации. Программа выездного совещания будет состоять в том, чтобы встретиться и с общественными организациями, и с администрацией, и попытаться разрешить ситуацию», — сообщила член комиссии, представительница экологического правового центра «Беллона» Наталия Евдокимова.

Письма с предложениями провести встречу направлены региональным чиновникам и находятся в стадии согласования. Однако настроены ли татарстанские чиновники на конструктивный диалог? Сама идея возведения мусоросжигательного завода (МСЗ) вблизи кварталов городского мегаполиса выглядит странно.

Планы по строительству МСЗ находятся в противоречии с мировой тенденцией, считает эколог, председатель Антиядерного общества Татарстана Альберт Гарапов. Такие заводы не только наносят вред окружающей среде и здоровью людей, но и уничтожают ценные ресурсы. «При сжигании мусора образуются ядовитые отравляющие вещества, газовые выбросы — диоксины, фураны, а также зола и шлаки. Эти заводы нарушают климатические условия, способствуют потеплению климата. От выбросов, в первую очередь, страдают дети, у которых слабый иммунитет», — пояснил Гарапов.

Эколог подчеркнул, что когда чиновники рассказывают про распространенность МСЗ в Западной Европе, они лукавят, скрывая, что Европа отказывается от этих технологий. «В Западной Европе активно сжигали мусор в промышленных масштабах на протяжении XX века — вплоть до 1970-80-х годов, когда изменилась структура мусора. В ней появились поливинилхлориды, полиэтилен, пластмассы, которые при сжигании образуют токсичные газовые выбросы. Именно тогда пришлось начать использовать фильтры, чтобы оградить население от ядовитых газов. Сегодня пагубные последствия для природы и человека добавляют батарейки, ртутные лампы и т. п. И в Европе стало меняться отношение к мусору — там стали переходить к технологии разделения, сортировки мусора для его переработки. В 2017 году Еврокомиссия приняла решение, что надо переходить на экономику замкнутого цикла, где нет мусора, а есть перерабатываемые отходы», — напомнил Гарапов.

По словам эксперта, наши чиновники, возводя МСЗ, прибегают к устаревшей технологии и буквально выпускают ресурсы в трубу. «Ведь еще в советские времена в нашей стране были развиты сортировка и переработка мусора. Вспомните, как собирали вторсырье: бумагу, металл, кости, пищевые отходы и т. д. Европейские „зеленые“ приводили в пример своим чиновникам систему приема у населения стеклотары, которая была в Советском Союзе», — напомнил Альберт Гарапов.

По предположению эколога, в случае с планами строительства МСЗ общегосударственные, общенародные интересы столкнулись с интересами лоббистов, чей бизнес завязан на постройке заводов и оснащении их соответствующим оборудованием. Погоня за сиюминутной прибылью наносит серьезный вред как нынешнему, так и будущим поколениям россиян.

Проект постройки завода лоббируется чиновниками и связанными с ними бизнесменами, считает и участник движения «Нет мусоросжигательному заводу» Антон Голубков. Как заявил активист, речь идет о прибыли, которую получат участники проекта от постройки и работы завода.

Антон Голубков напомнил, что завод намерена строить компания «РТ-Инвест», а там в должности заместителя гендиректора по инфраструктурным проектам в области ЖКХ работает бывший замруководителя по ЖКХ исполкома Казани Александр Лобов, советником гендиректора — бывший руководитель отдела жилищной политики Московского района Казани Сергей Богатов. Тесное взаимодействие казанских чиновников и «РТ-Инвест», по мнению Голубкова, привело к возникновению монополии в системе ЖКХ в Татарстане.

«Сегодня республика поделена на две зоны. Оператором восточной зоны будет „Поволжская экологическая компания“, а западной — „РТ-Инвест“. Они будут контролировать весь вывоз мусора и его сжигание. Остальным организациям достанутся мелочи. Реальный же конкурент этим компаниям — ЗАО „КЭК“, созданный еще при бывшем мэре Казани Камиле Исхакове, лишился права эксплуатировать свой полигон на Самосыровской свалке: земля из ведения Высокогорского района передана Казани. В итоге конкурентная борьба между компаниями закончилась возникновением монополии. Мусоросжигательный завод будет „вишенкой на торте“ в этой системе обращения с отходами. А известно, что стоимость уничтожения отходов на мусоросжигательном заводе будет стоить в семь раз больше, чем захоронение на свалке», — рассказал Антон Голубков.

15 апреля состоялся митинг протеста в поселке Осиново под Казанью, где хотят возвести корпуса завода. Протест местных жителей получил неожиданное развитие: неизвестные разбили стекла в автомашине, принадлежащей семье пожилой интеллигентной активистки, выступающей против постройки мусоросжигательного завода. Злоумышленники, проникшие в гараж, не взяли ничего из ценных вещей, ограничившись демонстративным нанесением ущерба старенькому ВАЗу.

«Автомобиль принадлежит мужу активистки Фариды Гильмутдиновой. Фариде — 62 года, она учительница на пенсии, никаких конфликтов с соседями у супругов нет. Женщина активно выступает против мусоросжигательного завода, собирала подписи против него, объясняла односельчанам, чем опасен завод, выступала на митинге протеста в воскресенье», — рассказала Вера Керпель. Единомышленников женщины возмутило, что полицейские предлагают пенсионерке пройти тест на полиграфе. «У нас еще даже подозреваемых нет, а уже бац — полиграф! Вы на что в данном случае намекаете, господа правоохранители? На то, что интеллигентная пожилая женщина, учительница на пенсии, всю жизнь проработавшая в школе, сама разбила все стекла в своей машине, а еще фару и зеркало? И ударила кирпичом в ворота так, что вмятина осталась?» — прокомментировала Вера Керпель.

Проект постройки казанского МСЗ оказался завязан на «больших деньгах». Очевидно, что влиятельные люди, намеревающиеся получить прибыль от завода, просто так не отступят. Но и местные жители не хотят травиться выбросами с завода, еще и переплачивая за сжигание мусора. Конфликтная ситуация между жителями и лоббистами далека от разрешения.

Дмитрий Ремизов