Posted 24 апреля 2018,, 22:33

Published 24 апреля 2018,, 22:33

Modified 30 марта, 20:01

Updated 30 марта, 20:01

Или социалка, или война

24 апреля 2018, 22:33
Чтобы сделать расходы на образование и медицину приоритетными, России надо смягчать «геополитический фактор» — чудес, чтобы хватило и на то, и на другое, не бывает.

Как сообщило агентство Bloomberg, российские власти собираются выделить в ближайшие шесть лет 10 трлн рублей на здравоохранение, образование, а также инфраструктурные проекты. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил наличие таких планов, сказав, впрочем, что речь в них идет о «других цифрах».

Так или иначе, государством, судя по всему, планируются серьезные траты на социальную сферу, сравнимые по масштабу с десятилетней программой перевооружения российской армии, стоимость которой оценивалась в 20 трлн рублей.

В связи с этим обозреватель «Росбалта» попросил экспертов оценить вероятность существенного увеличения финансирования вечно «проседающих» российского образования, здравоохранения, строительства и ремонта дорог и т. д. Специалисты полагают, что теоретически эти средства найти можно, но в реальности многое будет зависеть от того, насколько и дальше будет углубляться конфронтация России с внешним миром и как следствие, расти ее военные расходы.

На самом деле, 10 трлн рублей (даже если исходить из этой информации) — это не столь уж неподъемная для российского бюджета сумма, особенно в пересчете на шесть лет и на такие «очень значимые статьи, которые объявляются приоритетными», — считает директор Института стратегического анализа Игорь Николаев. Вопрос в том, насколько это реально, говорит он.

«Многое будет зависеть от того, что станет происходить в российской экономике. Если она будет плохо себя чувствовать, то даже эти, не такие уж огромные деньги, окажутся для нее неподъемными», — считает экономист.

«Если геополитический фактор будет оставаться острым, то за счет чего будет обеспечиваться приоритет социальным сферам?», — задается вопросом Николаев. В то же время, по его мнению, «оборонные расходы по определению будут оставаться очень значительными». Он убежден, что «геополитика, а фактически, гонка вооружений не позволят направить эти средства на здравоохранение и образование».

Власти, по словам Николаева, «должны понимать, что если они хотят сделать эти сферы приоритетными, то надо смягчать геополитический фактор, потому что чудес, чтобы хватило и на то, и на то, не бывает». Экономист согласился с тем, что если внешнеполитическая напряженность не спадет, то и меньших денег на социалку найти не удастся.

Подобным образом рассуждает и политолог, вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин. По его мнению, деньги на здравоохранение, образование и инфраструктуру могут найтись, «но вопрос, какой ценой»? Можно, например, урезать какие-то расходы бюджета, в частности, «много говорят о снижении военных расходов, однако существенно сократить их не удастся, потому что геополитическая ситуация остается чрезвычайно сложной. Более того, в каких-то аспектах она даже усложняется» — сказал эксперт.

Политолог напомнил последнее послание президента России, в котором «достаточно четко были очерчены определенные военные планы». От них, как полагает Макаркин, отказываться скорее всего никто не станет. Конечно, говорит политолог, в том выступлении Владимира Путина был «некий элемент психической атаки, но это еще и реальные проекты. Другое дело, можно рассуждать насколько они могут быть эффективны, но в любом случае это деньги».

Вообще, отметил эксперт, «расходы на безопасность, на спецслужбы — это у нас святое. В том числе, и после недавних событий в Армении. Один из уроков этих событий для российской власти состоит в том, что силовиков надо поддерживать».

Другим источником средств на социальные и инфраструктурные расходы может стать увеличение фискальной нагрузки, считает Макаркин. «Может быть, повысят налог на добавленную стоимость и введут налог с продаж. Но, конечно, эти меры разгонят рост цен, плюс они снизят возможности для бизнеса, поскольку будут вводиться в дополнение к уже достаточно высокой налоговой нагрузке на предпринимательскую деятельность», — отмечает аналитик.

Кроме того, повышение налогов, как считает эксперт, кроме прочего приведет и к тому, что часть бизнеса неизбежно уйдет в тень. А это, в свою очередь, уменьшит налогооблагаемую базу и, как следствие, возможности властей выполнить свои социальные обещания.

Второй вариант изыскания дополнительных средств может состоять в том, чтобы не ударять по всему бизнесу, а отменить некоторые льготы, скажем, на тот же НДС. Но если приглядеться к тому, в каких сферах введены эти льготы, говорит политолог, то становится понятно, что их отмена приведет к повышению цен, причем в таких чувствительных сегментах, как производство продуктов питания, детских товаров и книг.

Таким образом, в случае тех или иных манипуляций правительства с налогами, номинально повышенная зарплата бюджетников в значительной мере будет «съедена» ростом цен, и «среднестатистическая учительница Марья Ивановна ощутит это, придя в магазин», прогнозирует Макаркин.

«Для того, чтобы ситуация не взорвалась, ты должен повышать жизненный уровень людей, который в период последнего кризиса существенно снизился. Но для того, чтобы найти для этого деньги, ты должен что-то урезать. В результате может получиться так, что повышение жизненного уровня не компенсирует роста цен», — говорит политолог.

Александр Желенин