Posted 28 мая 2018,, 16:55

Published 28 мая 2018,, 16:55

Modified 30 марта, 19:43

Updated 30 марта, 19:43

Правозащитник: Полицейское насилие в Татарстане вернулось из-за смены кадров

28 мая 2018, 16:55
Рост случаев незаконных действий вызван уверенностью полицейских в безнаказанности, считает координатор правозащитной организации «Зона права».

Рост случаев незаконного насилия со стороны полицейских в Татарстане вызван их уверенностью в безнаказанности, считает координатор правозащитной организации «Зона права» Булат Мухамеджанов. Как рассказал юрист корреспонденту «Росбалта», сотрудники начали забывать резонансную историю в отделе «Дальний», приведшую к чисткам в МВД Татарстана.

«Мы занимаемся в Татарстане защитой пострадавших от пыток в полиции в течение уже 15 лет и можем заметить определенные тенденции. С 2008 до 2012 года, до ЧП в отделе „Дальний“ практически не возбуждались уголовные дела по пыткам в отношении сотрудников полиции. Мы эту тему неоднократно поднимали, но, к сожалению, на тот момент и руководство Следственного комитета не горело желанием расследовать факты применения физической силы в отделах полиции Татарстана. Нарыв зрел и надорвался, когда погиб Сергей Назаров в ОП „Дальний“. За ним, как грибы после дождя, стали выявляться новые факты пыток и в других отделах Казани, и в целом Татарстана», — пояснил Булат Мухамеджанов.

Правозащитник констатировал, что после резонанса с историей в «Дальнем» следственные органы озаботились приведением в порядок ситуации в МВД Татарстана. «Председатель СК РФ Александр Бастрыкин дважды за короткий период приезжал в Казань и, по сути, взял под контроль расследование всех полицейских дел в Татарстане. В предыдущие годы — до ЧП в ОП „Дальний“ — в отношении сотрудников полиции Татарстана возбуждалось всего порядка 50 уголовных дел — и это не только факты применения силы, а и коррупционные преступления, и другие должностные преступления. В последующие три-четыре года ежегодно возбуждалось порядка 150 уголовных дел в отношении полицейских. То есть можно зафиксировать рост в три раза. За пять лет, прошедших после „Дальнего“ — с 2012 по 2017 год — было возбуждено более 600 уголовных дел в отношении сотрудников полиции Татарстана. Шло вычищение кадров органов внутренних дел, и могу сказать, что в 2014—2016 годах нам практически не поступало жалоб на пытки в полиции. То есть некая прививка была сделана, и ее действие, казалось, приводило к положительным результатам», — отметил Мухамеджанов.

По словам правозащитника, сообщения о недозволенных действиях со стороны сотрудников полиции вновь стали поступать с 2016 года. «„Венцом“ стала история с гибелью Ильназа Пиркина в Нижнекамске. Спустя несколько лет Татарстан снова стал эпицентром полицейского беспредела, насилия. Мы можем констатировать, что такие факты, к сожалению, появляются то и дело. Одна из причин может заключаться в том, что сменилось поколение и пришли новые сотрудники. Все-таки прошло 5-6 лет со времен „Дальнего“, и новые полицейские еще не почувствовали или не застали твердую работу со стороны следственных органов по недопущению таких фактов», — пояснил Мухамеджанов.

Правозащитник подчеркнул, что к числу подобных случаев следует отнести и недавний случай с применением силы к обладательнице титула «Мисс Татарстан» Виктории Буянцевой. «Надеюсь, что, как и в предыдущие разы, Следственный комитет даст свою оценку, а мы будем добиваться наказания виновных сотрудников полиции. Хотелось бы более четкой позиции и от МВД Татарстана, потому что в данном случае, мы считаем, есть признаки должностного преступления, но пока комментариев от МВД республики мы не услышали», — сказал Булат Мухамеджанов.

Напомним, что в Казани Следственный комитет начал проверку по факту задержания и применения физической силы к «Мисс Татарстан» 2006 года Виктории Буянцевой. 23 мая она с мамой вышла на прогулку и на нее сзади напали трое мужчин в штатском, принялись выкручивать руки и отнимать сумку и мобильник. Лишь когда крики женщин привлекли прохожих, напавшие предъявили удостоверения полицейских. Они заявили, что заподозрили в девушке распространительницу наркотиков. Викторию доставили в отдел полиции, где в ходе досмотра не выявили у нее никаких запрещенных вещей. Виктория сделала экспертизу, подтвердившую отсутствие следов наркотиков и алкоголя в крови, и написала заявление о нанесении материального вреда (ей порвали золотую цепочку) и физических повреждений — экспертиза зафиксировала ушибы и растяжения лучезапястного сустава и плеча правой руки.