Posted 20 июля 2018,, 14:26

Published 20 июля 2018,, 14:26

Modified 31 января, 20:12

Updated 31 января, 20:12

Анатомия слухов: Хельсинки всплывает по частям

20 июля 2018, 14:26
Похоже, что Владимир Путин и Дональд Трамп обсудили тет-а-тет немало интересных вопросов — одним референдумом в Донбассе дело может не ограничиться.

Самым таинственным событием июля стала встреча лидеров России и США в финской столице. Судя по их пресс-конференции после переговоров, они так и не обсудили ничего существенного. Ни статус Крыма, ни идущую уже фактически гонку вооружений, ни шпионские войны, ни даже санкции и в целом экономические отношения двух стран. Говорили, вроде как, почти и исключительно о том, имело место или нет вмешательство России в президентские выборы в США в 2016 году, а также о сотрудничестве правоохранительных и судебных органов двух стран. Соглашений также никаких президенты не подписали.

В итоге практически сразу после встречи Трампа и Путина американская оппозиция начала требовать допросить в Конгрессе, в случае необходимости, переводчика американской стороны, который один якобы может рассказать, о чем же за закрытыми дверями в реальности общались лидеры двух ядерных государств, которые не могли полноценно встретиться почти полтора года.

В США посыпались обвинения, что Трамп и раньше был практически агентом Кремля — достаточно посмотреть на ход расследования так называемого «русского следа» на президентских выборах — а теперь так просто сдал Путину все американские интересы.

Неожиданным подтверждением слухов, что круг вопросов, обсужденных в Хельсинки, был значительно шире того, который лидеры обозначили на пресс-конференции, стала новость о предложении Владимира Путина провести референдум в Донбассе, которое он якобы сделал Трампу во время саммита. Речь идет о том, чтобы дать жителям территорий Донецкой и Луганской областей, неподконтрольных украинским властям, возможность под международным контролем высказаться по поводу своего статуса. Трамп в ответ (правда, это российская версия его реакции) попросил время, чтобы обмозговать эту идею.

Теперь эта история попала в СМИ. И многие слухмейкеры сомневаются, что это будет единственная новость о реальных итогах встречи двух президентов. Ходят слухи, что начнут всплывать и другие вопросы, которые, оказывается, обсуждались в Хельсинки. Вопрос в том, какие именно — что-то совсем свежее, или как идея референдума, которую Россия уже вбрасывала в информационное пространство. В данном случае — через бывшего украинского президента Виктора Януковича.

Он, напомним, выступил с подобным предложением в 2017 году. Идея бывшего лидера государства, живущего сейчас под охраной российских спецслужб вроде бы в Ростове-на-Дону, состояла в том, что референдум о статусе Донбасса должен пройти в случае невыполнения Киевом Минских соглашений. Тогда это предложение было оформлено в виде открытого письма Януковича лидерам Польши, Франции и Германии, США и России. В полном соответствии с требованиями Москвы он также предлагал тогда включить в «нормандский формат» переговоров об урегулировании на Украине «представителей протестующей стороны, представляющей народ Донбасса».

Дональд Трамп, впрочем, вряд ли знает, что это был повтор. Зато уже сама его готовность хотя бы подумать на эту тему и правда наводит на мысли о том, как американский президент на самом деле относится к статусу Крыма. Раньше ведь уже ходили слухи, что он якобы объяснял европейским лидерам, что не видит ничего странного в том, что полуостров был присоединен к России, поскольку живущие там люди по-русски и говорят. Донбасский же референдум, если бы он состоялся, очевидно, послужил бы делу легитимизации крымского.

Вряд ли это может помешать контактам Путина и Трампа, судя по тому, что американский лидер лично говорит о том, что в скором времени российский коллега должен приехать в Вашингтон, куда его уже пригласили официально. Никакие возмущенные крики уже не смогут стать препятствием, причем не только для Трампа, но и для Путина. Разве что, пойдут разговоры, что российский лидер тоже что-то или кого-то «сдал», ради достижения взаимопонимания с президентом США.

Например, Иран — нынешнего ситуативного союзника России. Или речь могла бы пойти о компромиссе по газовой сделке Москвы и ЕС, то есть трубопроводе «Северный поток-2», который сейчас активно торпедируют американские политики, включая самого Трампа.

Но пока таких новостей нет и Владимира Путина, кроме высокой международной политики, занимает разве что так называемый «пенсионный маневр», как, если верить слухам, федеральным телеканалам велено именовать повышение пенсионного возраста. Глухое недовольство в обществе этой реформой очень велико и все время сохраняется риск, что оно выплеснется на поверхность.

Владимир Путин в пятницу прервал свое молчание на этот счет и заявил, что ни один из вариантов решения пенсионной проблемы ему не нравится. Это уже расценили как намек на возможность проведения референдума по пенсионной проблеме. Понятно, что президент следит за происходящим внимательнейшим образом — особенно после того, как после первых же новостей о грядущем повышении пенсионного возраста обвалился его рейтинг.

Кстати, история с Трампом явно этот рейтинг поднимает обратно. Так что можно с уверенностью сказать, что нас ждет еще немало неожиданных новостей по итогам встречи двух президентов, вне зависимости от того, что они в Хельсинки обсуждали на самом деле: судьбы мировой экономики, ядерное оружие или игру в гольф.

Иван Преображенский