Posted 3 августа 2018,, 14:37

Published 3 августа 2018,, 14:37

Modified 30 марта, 19:07

Updated 30 марта, 19:07

В Пермском крае на бюджетные деньги проведут «антикризисное» жертвоприношение быка и купание в его крови

3 августа 2018, 14:37

В Пермском крае в рамках финансируемого Минкультом региона фестиваля проведут обряд Быкобой, который представляет собой жертвоприношение.

Обряд в селе Большая Коча в последний раз проводили девять лет назад. «Его обычно проводят при нестабильности в обществе, государстве», — рассказал порталу «ПармаНовости» организатор мероприятия Василий Гагарин.

31 августа на берегу реки Онолва принесут в жертву быка — животное заколют. Водой из реки, красной от крови, желающие смогут обмыть лицо и больные места. Жертвенное мясо же сварят. «Часть мяса нужно съесть на берегу, при этом мысленно просить помощи и защиты предков, а часть отнести домой, — рассказывает о правилах на обряде Василий Гагарин. — Эту часть обычно сушат и сохраняют до Семика или родительской субботы, чтобы принести на могилы предков».

По легенде, обряд появился в древности, когда основатели коми-пермяцкого селения Коча обратились за помощью к верховному божеству Ену: однажды из тайги ушли звери, из рек пропала рыба, а земля стала неплодородной. После жертвоприношения рыба, звери и урожаи вернулись.

«В давние времена обряд приводился каждый год. Мы не проводили его девять лет, но жители села каждый год самостоятельно отмечают праздник Проллавер — день Фрола и Лавра — режут то барана, то петуха, — пояснил порталу 59.ru Василий Гагарин. — Если есть деньги, режут и быка. Проводят обряд во времена кризиса и нестабильности. На самом деле, это обычный обряд для жителей села».

Он заметил, что бычка, которого будут убивать, благословляет «знающий» (тот, кто знает заговоры, ход обрядов и прочее. — прим. 59.ru.) или православный священник. Например, именно православный батюшка благословлял бычка в 2009 году, когда обряд проводили здесь в последний раз. А до революции часть мяса, головы и копыта быков даже отдавали в часовню. Но при этом помощи участники обряда просят у бога Ены.

Официально мероприятие называется межмуниципальный фестиваль коми-пермяцкой обрядовой культуры «Проллавер» — так он записан в программе «59 фестивалей 59-го региона». Соответственно, его финансирует Министерство культуры. Правда, информации о жертвоприношении на фестивале в программе на сайте Минкульта нет.

Представитель Минкульта региона Юлия Касаткина пояснила, что в ведомстве знали о том, что на фестивале проведут такой обряд. Но включили его в программу с одним условием: проводить его как День села, а Быкобой особо не афишировать. Акцент в программе просили сделать на праздничной программе, ярмарке, выставке декоративно-прикладного искусства, конкурсах.

При этом покупку быка Минкульт финансировать не собирается. Здесь ждут смету. Если в ней будет бык, ее будут корректировать.

Пермская зоозащитница Галина Море назвала обряд «кошмаром». Она собирается посетить мероприятие и раздавать на нем листовки, а также призывать людей не участвовать в обряде.

Напомним, что в 2015 году в рамках фестиваля, поддержанного Минкультом Пермского края, прошло метание коровьих лепешек, гонки на мотоблоках и садовых тачках, забег с коромыслом и другие шуточные конкурсы. Финансовая поддержка такого мероприятия со стороны регионального Минкульта вызвала резонанс среди блогеров и в федеральных СМИ. Этому событию посвятил стихи Андрей Орлов (Орлуша). Главе ведомства пришлось объясняться. «Дело ведь не в метании лепешек. В других местах метают предметы из окон и убивают людей, когда происходят карнавалы. Посмотрите, что такое из себя представляет народная карнавальная культура, она ведь не только на территории Пермского края присутствует. Проявления этой культуры нам известны с детских лет могут быть. Как правило, принципы, которые там используются, — это принципы инициативы, свободы и максимального раскрепощения. Это идет из глубин истории», - пояснял Гладнев.