Posted 14 августа 2018,, 15:00

Published 14 августа 2018,, 15:00

Modified 31 января, 20:27

Updated 31 января, 20:27

IT-эксперты прокомментировали сообщения СМИ о «волшебных кубах», взламывающих смартфоны

14 августа 2018, 15:00
В СМИ накануне появилась информация о том, что Следственный комитет РФ закупил так называемые «волшебные кубы» для взлома смартфонов. Как сообщало BBC, речь идет о продукции китайской компании MeyaPico. Приборы под названием MagiCube способны извлекать информацию почти из любого мобильного устройства. Им подвластны гаджеты на платформах iOS и Android.
Так, по словам исполнительного директора компании Ester Solutions, выигравшей тендер СК, Дмитрия Сатурченко, за считанные минуты MagiCube могут достать из телефона так называемые «идентификаторы владельца» — его имя, email и переписку из мессенджера, в том числе пресловутого Telegram.
«Китайские продукты принципиально отличаются тем, что они очень хорошо покрывают телефоны местного производства на базе Android, которых на сегодняшний день в мире около 50%. Соответственно, они лучше позволяют именно исследовать удаленные данные, особенно в области переписки или изображений. Это их основное преимущество, — заявил он „Коммерсанту“. — Китайские продукты позволяют исследовать большое количество телефонов на узкие задачи, допустим, на информацию в мессенджерах. Они технологически готовы к тому, чтобы тысячи и сотни тысяч телефонов отсматривать за короткий период времени».
Между тем, по словам Владимира Каталова, гендиректора компании Elcomsoft, которая занимается разработкой похожего софта, «ничего революционного эта компания не делает, MeyaPico — просто еще один разработчик среди примерно двух десятков, которые работают на этом рынке».
«Некие уникальные решения есть только у израильской компании Cellebrite. Самое интересное, что у них есть, — это софт Cellebrite, который массово закупает Следственный комитет, взламывая любые iPhone. Однако стоит учитывать, что израильской компании нужно физически получить сам смартфон, чтобы его „вскрыть“. Понятно, что это тоже огромный риск, неизвестно, что они сделают с этим телефоном, помимо собственно взлома пароля и извлечения данных. Ведь никто не может проверить, сохраняют ли они эти данные себе или нет. Вторая компания, заслуживающая внимания, — это Greyshift. У них есть устройство для взлома пароля на iPhone, но они его продают с очень сильными ограничениями: только правоохранительным органам и только в Штатах и Канаде», — отметил Владимир Каталов.
Генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев полагает, что речь идет об обычной переписке в Telegram, а не о секретных чатах, которые, как считается, невозможно расшифровать.
«Обычным гражданам я бы советовал вообще не суетиться, то есть здесь идет речь только о тех телефонах, которые попадают в Следственный комитет в ходе расследования, то есть это устройство не перехватывает наши сообщения, наши разговоры. Это устройство всего лишь декодирует сообщения, которые были переданы преступниками в Telegram, и телефоны которых попали к следственным органам», — пояснил он BFM.
А IT-эксперт Сергей Вильянов и вовсе считает все это «пиар-историей».
«Это какая-то пиар-история, которых, к сожалению, в области информационной безопасности становится все больше. К реальности она имеет весьма опосредованное отношение. Мы живем сейчас в мире пресс-релизов. Если у тебя действительно есть некое совершенно зубодробительное оружие, ты о нем не будешь очень громко кричать, — полагает эксперт. — До тех пор, пока мы не увидим хотя бы видеоролика, на котором виден процесс взлома смартфонов, верить этим историям просто невозможно».
«Тот, кто обладает эффективными инструментами в той или иной сфере, даже скорее не заинтересован, чтобы о таких возможностях кто-то что-то узнал, потому что все это прекрасно перекрывается, подлежит блокировке со стороны владельца операционной системы или разработчика смартфона», — добавил он.
Ранее глава Следственного комитета Александр Бастрыкин официально подтвердил, что ведомство использует разработки компании Cellebrite. Позже в ведомстве заявляли, что с помощью взлома нескольких iPhone удалось раскрыть дело о контрабанде бразильской свинины в Крыму.