Posted 30 августа 2018,, 10:50

Published 30 августа 2018,, 10:50

Modified 30 марта, 18:53

Updated 30 марта, 18:53

Эксперт: России необходим свободный рынок отечественных издателей учебников

30 августа 2018, 10:50

Печатать учебные пособия должны фирмы, зарегистрированные в России, считают 86% участников опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. Об этом сообщили представители ВЦИОМа во ходе презентации в ТАСС результатов социологического опроса, посвященного качеству школьного образования, преподавания и школьных учебников.

Как показало исследование, 67% родителей, у которых есть дети школьного возраста, в целом довольны качеством обучения. 49% считают российскую систему школьного образования эффективной. А 40%, напротив, убеждены, что она не дает детям возможность приобрести достаточные знания и навыки. Во второй группе 61% родителей подчеркнули, что их не устраивает качество учебников, по которым занимаются их дети. При этом 86% участников опроса считают, что печатать учебники должны только те компании, которые зарегистрированы в России.

72% родителей отметили, что для поступления в вуз знаний, получаемых в школе, недостаточно, и для успешной сдачи ЕГЭ приходится нанимать репетиторов. Для исправления ситуации нужно вносить необходимые коррективы, направленные на улучшение качества школьного образования в целом, и учебников — в частности. Например, усовершенствовать систему утверждения учебников, привлекать к обсуждению пособий более широкий круг специалистов и экспертов, сделать этот процесс открытым. Отметим, что сейчас разрешение на использование учебников дают группы экспертов. Обсуждение обычно проходит в закрытом режиме, и это порождает разного рода слухи — в том числе о том, что подобные экспертизы могут проводиться в пользу конкретного издательства. При этом на выпуск школьных учебников, деньги за которые выделяются из бюджета, заключаются государственные контракты. И если их получает компания, зарегистрированная за рубежом, то и налоги она платит не в России.

За цифровизацию школы высказались 88% респондентов. 56% родителей отметили, что внедрять цифровые технологии в школьное образование следует очень аккуратно. «Нужно разработать современные базовые платформы, соответствующие мировым тенденциям и стандартам. Необходим свободный рынок российских компаний-издателей, — считает кандидат социологических наук Алексей Кузнецов. — Комплекс этих и других мер будет способствовать появлению новых методик, многовариантности процесса обучения. Нельзя допустить, чтобы цифровизация средней школы пошла наилегчайшим и порочным путем примитивного сканирования учебников прошлых лет. А такие тенденции, к сожалению, мы порой наблюдаем, поскольку это самый короткий путь освоения государственных средств, выделяемых на внедрение цифровых технологий», — говорит эксперт.

Опрос ВЦИОМа показал, что многие родители стремятся к тому, чтобы школа применяла индивидуальный подход к обучению. Но, по мнению экспертов, эта задача окажется невыполнимой, если у учителя не будет возможности выбора учебно-методического комплекса. И, например, сокращение федерального списка учебников далеко не лучшим образом скажется на качестве образования школьников. В частности, многие педагоги не согласны с тем, что учебники, которые еще несколько лет назад считались чуть ли не идеальными пособиями, сегодня вычеркиваются из учебного процесса. Тем более что учителя максимально эффективно доносят материал, изложенный в определенных учебниках. Поэтому, резюмируют специалисты в области образования, ни в коем случае не стоит уменьшать вариантность пособий.