Posted 19 сентября 2018,, 19:00

Published 19 сентября 2018,, 19:00

Modified 31 января, 20:48

Updated 31 января, 20:48

В России неожиданно наступили выборы

19 сентября 2018, 19:00
Владивосток гудит из-за политической интриги — вопрос только в том, возникла она из-за ошибки властей или была организована намеренно.

В Приморском крае второй тур выборов губернатора обернулся скандалом: были не только выявлены, но и официально признаны массовые фальсификации в пользу кандидата от партии власти. ЦИК РФ настоятельно рекомендовал провести выборы заново. Скорее всего, «Единая Россия» выдвинет нового кандидата, поскольку нынешний с высокой вероятностью проиграет. Мнения экспертов разнятся — от варианта «победы демократии» до версии о том, что фальсификаторы стали намеренно наглеть, чтобы отменить результаты провальной выборной кампании.

Владимир Рыжков, кандидат исторических наук, политолог:

«Ситуация в Приморье к началу выборов уже была шаткая. Прежде Кремль, как правило, продавливал победу своего кандидата любой ценой. Но сейчас, видимо, сыграли несколько факторов.

Прежде всего, очень уж громкий получился скандал: слишком очевидные фальсификации. Так не бывает, что после подсчета 98% голосов уверенно побеждает один кандидат, и вдруг оставшиеся 2% бюллетеней кардинально меняют картину. Это фантастика. Сыграли свою роль и уличные протесты, причем с нарастанием численности.

Геннадий Зюганов занял достаточно жесткую позицию. Фракция КПРФ сказала, что не будет работать в Думе, пока в Приморье не произойдет разбирательство и пересчет голосов.

И, наконец, главный фактор: Приморье — очень важный регион для России, военно-морской, стратегический. Рядом Япония, две Кореи, американцы, и поставить там губернатора, который не имеет поддержки, и, более того, все его ненавидят и говорят, что он украл свою должность, — это, видимо, чересчур.

В итоге приняли соломоново решение: кандидата от КПРФ победителем не объявлять, хотя ясно, что он победил, и через три месяца провести новые выборы. Глядишь — найдется более привлекательный кандидат от власти, который сумеет победить.

Кто выиграл от такого развития ситуации? Конечно, прежде всего, жители Приморья. Но они выиграли бы еще больше, если бы Кремль признал, что кандидат от КПРФ победил. Это бы всех успокоило, и не надо было проводить новые дорогостоящие выборы, практически третий тур.

Кто проиграл? Видимо, те люди, которые занимались фальсификациями. Сейчас против них могут быть возбуждены уголовные дела. Полетят головы чиновников — федеральных и местных, — которые отвечали за выборы.

Страна в целом выиграет. Если в Приморье пройдут честные выборы, и там появится авторитетный среди населения губернатор, то от этого выиграет и Приморье и вся наша страна».

Игорь Эйдман, социолог:

«Многие восприняли отмену результатов выборов во Владивостоке чуть ли не как „победу демократии“. Это никакая не победа, а очередной обман. Когда стало понятно, что единоросс Тарасенков проигрывает кандидату от КПРФ, действовать тонкими манипулятивными методами было уже поздно. И тогда на самом верху было принято решение просто сорвать выборы, а вместе с ними неизбежную победу неугодного кандидата. Поэтому фальсификаторы не стеснялись так грубить и даже не пытались заботиться о правдоподобности нарисованных ими результатов.

Через три месяца будут новые выборы. К ним власти лучше подготовятся и обеспечат кандидату от „Единой России“ более правдоподобную победу. Тарасенков сейчас делает противоречивые заявления об участии в выборах, но, думаю, его „уговорят“.

Если бы глава ЦИК Элла Памфилова и Центризбирком РФ действительно работали против фальсификаторов, а не в их пользу, они просто отменили бы исправления в системе ГАС „Выборы“, там где на этапе ввода данные протоколов были фальсифицированы (это легко сделать, оригиналы сохранились). Тогда честно победил бы кандидат от КПРФ. И никаких повторных выборов не потребовалось бы».

Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений, кандидат политических наук:

«Федеральный центр, по сути, уже проиграл. И произошло это потому, что там поставили задачу „протащить“ Андрея Тарасенко любой ценой и заплатили уже, как мы видим, за это очень большую политическую цену. Тарасенко не будет губернатором Приморья — это уже понятно.

Но не до конца ясно, как они будут разыгрывать ситуацию со вторичными выборами, хотя в любом случае эту конкретную историю они проиграли.

Я сейчас думаю, что политика Кремля, с одной стороны, сводится к очень простой логике минимизации ущерба от уже сделанных ошибок. А с другой стороны, они воспринимают происходящее как серию политтехнологических ошибок, которые совершили отдельные люди, и не понимают, что в стране произошли тектонические социально-психологические сдвиги. А это делает нынешний политтехнологический подход в принципе негодным, неприемлемым».

Федор Крашенинников, президент Института модернизации и развития общественных связей, политолог:

«Факт отмены выборов говорит о том, что сама их система в России тяжело больна. А признание Центризбиркомом чудовищных фальсификаций на выборах губернатора заставляет задуматься — как такое стало возможно и кто виноват в том, что выборы в Приморье превратились в такой балаган, что их пришлось отменять.

И.о. губернатора Андрей Тарасенко назначен лично Владимиром Путиным, и Путин его поддерживал. Получается, что ставленник президента, чтобы не проиграть выборы, фальсифицировал их и тем самым довел все до абсурда? Но ведь президент и его назначенцы должны блюсти закон, а не нарушать его.

Отмена итогов выборов — тактически победа законности. А стратегически — это в любом случае ее поражение. Были выборы, два кандидата вышли во второй тур. По первому туру вопросов нет. А если есть вопросы по второму туру, то надо или проводить „переголосовку“ второго тура, или тщательно разбираться с фальсификациями, произвести пересчет и по итогам второго тура, назвать победителя. Но сам факт отмены выборов ставит вопрос: и что будет дальше? Кто теперь будет ставленником федерального центра, что это будет за человек? Дадут ли Андрею Ищенко возможность второй раз участвовать в выборах, или у него сейчас начнутся настолько серьезные проблемы, что ему станет не до выборов?

Обстановка такая, что ее рано оценивать как закончившуюся. Пока случилось только одно: ситуация с выборами в стране дошла до точки, когда их итоги приходится отменять Центризбиркому».

Дмитрий Ремизов