Posted 1 октября 2018,, 15:24

Published 1 октября 2018,, 15:24

Modified 30 марта, 18:36

Updated 30 марта, 18:36

ЦСР «разнес» технологическую составляющую в российской газовой отрасли

1 октября 2018, 15:24

Центр стратегических разработок (ЦСР) «разнес» технологический и научный прогресс в российской газовой отрасли. Разгромная оценка содержится в подготовленном при участии иностранных экспертов докладе о перспективах развития газового рынка России.

ЦСР пишет, что во всем мире газовая отрасль является ведущим производителем и потребителем современных технологий, но в России дела обстоят «не так»: «Отрасль не является значительным производителем и потребителем современных технологий».

ЦСР подсчитал, что многие страны и компании в области СПГ и нефтегазохимии обладают большим патентным портфелем, чем Россия в целом. Например, ExxonMobil располагает примерно в 50 раз большим патентным портфелем, чем «Газпром». Положение дел «не отвечает приоритету страны по осуществлению научно-технического прорыва», пишут эксперты.

В докладе подчеркивается, что институциональные ограничения для конкуренции и невысокая рентабельность исследовательских и технологических проектов в среднесрочной перспективе приводят к тому, что в российской газовой отрасли фактически отсутствует фокус технологического развития. «Не развивается разработка новых технологий, нет даже спроса на импорт зарубежных новшеств», — уточняют эксперты.

По их оценке, «на длинном горизонте» ситуация приведет ко все более увеличивающемуся технологическому отставанию отрасли от передовых мировых практик и невозможности конкурировать на равных.

«Россия фактически задержалась с активным включением в новую технологическую революцию», — констатируют аналитики.

Принятую в 2016 году в «Газпроме» программу инновационного развития до 2025 года в ЦСР сочли «достаточно прорывной и амбициозной» по эффектам от внедрения инноваций. Но, добавляют эксперты, большая часть технологических приоритетов программы сосредоточена в традиционных для «сырьевой модели» технологических семействах. Это технологии поиска и разведки месторождений углеводородов, технологии повышения эффективности разработки действующих месторождений, технологии освоения ресурсов углеводородов на континентальном шельфе, технологии, обеспечивающие повышение эффективности магистрального транспорта газа, диверсификацию способов поставок газа потребителям. При этом в программе нет приоритетов в развитии технологий, позволяющих создать продукцию высокой степени добавленной стоимости, продукцию нефтегазохимии, новые инженерные и цифровые решения.

В докладе для газовой отрасли предложено два пути: остаться «газовым оружием» или внести больший вклад в ВВП страны за счет экономического роста. Эксперты подчеркивают, что существующие правила игры в отрасли консервируют неэффективность и в ней самой, и в производствах, использующих газ как фактор производства или энергию, полученную из него.

В докладе указано, что отсутствие прозрачности в определении регулируемых внутренних цен приводит к искаженному поведению как производителей — развитие экономики только в высокорентабельных регионах (как правило, расположенных близко к месторождениям) и низкая эффективность и непрозрачность работы производств, так и потребителей — развитие неэффективных производств и географическая концентрация в регионах с заниженными ценами, и государства — вынужденность проведения налоговых и институциональных преобразований в отрасли в режиме «ручного управления».

В условиях несимметричной конкуренции оказывается существенно проще договориться с государством о лицензионных, налоговых и тарифных уступках, чем использовать реальную цену на газ как основной способ взаимодействия с потребителем, отмечено в докладе ЦМР.

Для государства и газотранспортной системы существующая конфигурация внутреннего рынка сохраняет статус-кво между задачами по обеспечению управляемости отраслью через высокую рыночную силу отдельных игроков и по реализации геополитических задач. Но с точки зрения эффективности работы внутреннего рынка сохранение статус-кво даётся все большей ценой в терминах упущенного экономического роста.