Posted 22 октября 2018,, 09:26
Published 22 октября 2018,, 09:26
Modified 30 марта, 18:24
Updated 30 марта, 18:24
Механизм особых экономических зон (ОЭЗ) в России неэффективен для экономики. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты (СП) по итогам анализа работы ОЭЗ.
В отчете СП говорится, что деятельность 10-ти из действующих 25-ти ОЭЗ нельзя признать эффективной. Это, в том числе, «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», «Ульяновск», «Моглино», «Иннополис», ОЭЗ туристического кластера под управлением АО «Курорты Северного Кавказа». Объем средств федерального бюджета, направленных на их финансирование — 55,1 млрд рублей, объем привлеченных инвестиций — 7,6 млрд.
Несмотря на усилия правительства, все еще недостаточно принимаемых мер, чтобы механизм ОЭЗ стал эффективным. Все еще существует ряд проблем, связанных как с созданием, так и с работой ОЭЗ, сказано в отчете.
В 2005—2017 годы на основании постановлений правительства РФ было создано 36 ОЭЗ на территориях 31 региона. В 2010—2017 годах, в связи с неэффективностью функционирования ОЭЗ и непроработанными управленческими решениями досрочно прекращена деятельность 11 ОЭЗ, на финансирование которых из федерального бюджета было направлено более 4,5 млрд рублей. «Получается, что указанные средства были использованы без достижения требуемого результата», — подчеркивается в отчете.
Одна из важнейших проблем — не утвержден документ стратегического планирования по единому механизму создания и функционирования инструментов развития территорий России, отметили в СП.
С 2006 по 2018 год общая сумма бюджетных средств, направленных на создание и развитие ОЭЗ, составила 201,2 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 131,4 млрд рублей и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 69,8 млрд рублей. За этот период общий объем осуществленных резидентами инвестиций составил 292,1 млрд рублей. Наибольший объем (66,7%) привлечен резидентами трех ОЭЗ: в республике Татарстан («Алабуга»), в Липецкой области, в Санкт-Петербурге.
Правила оценки эффективности функционирования ОЭЗ требуют доработки, потому что исходя из используемых Минэкономразвития показателей невозможно оценить рост обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, доступность санаторно-курортной сферы, рост новых видов продукции и технологий за счет механизма ОЭЗ, констатировали аудиторы. Плановые и фактические показатели отчета Минэкономразвития об оценке эффективности функционирования ОЭЗ не соответствуют госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика».