Posted 23 января 2019,, 16:00

Published 23 января 2019,, 16:00

Modified 31 января, 21:54

Updated 31 января, 21:54

Хорошо, если не взорвется газ

23 января 2019, 16:00
В Минстрое дали понять, что жителям России не стоит тешить себя мечтами о коммунальном рае, дешевой ипотеке и списании долгов за свет и отопление.

Глава Минстроя Владимир Якушев рассказал в среду в Госдуме в рамках «правительственного часа» о ситуации в российском жилищно-коммунальном хозяйстве и перспективах строительства жилья. Не обошел он вниманием и реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда».

«Президентский указ поставил очень амбициозные цели и задачи, одной из которых должно стать улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно», — напомнил Якушев. Однако следом выразил сомнения в реализуемости планов к 2024 году набрать такой темп, чтобы вводить по 120 миллионов квадратных метров жилья в год. Среди причин министр указал на снижение покупательской способности населения, отсутствие площадок для жилья, нехватку денег на финансирование объектов инфраструктуры и т. д.

«Процентная ставка по ипотеке должна быть менее 8%», — заметил Якушев. Однако, судя по всему, в ближайшие годы потенциальным покупателям жилья об этом можно будет только мечтать. По словам министра, с учетом волатильности на финансовых рынках потенциал снижения ставок по ипотеке в краткосрочной перспективе исчерпан. Хотя за последние два года ставки удалось снизить всего на пару процентов — с 12-13% они упали до 9,5%. «Это самое масштабное снижение за всю историю ипотеки в России», — сказал Якушев.

Правда, вслед за этим министр предупредил о рисках изменения макроэкономической ситуации. Если она ухудшится, «нам потребуются оперативные меры по поддержке кредитования граждан, в том числе по аналогии с субсидированием процентной ставки, показавшей свою эффективность в 2015—2016 годах», — сказал министр.

Депутатов Госдумы при этом заботят не только высокие ипотечные ставки, по сравнению со странами Западной Европы, где кредит на жилье можно взять всего под 2% годовых. Многие из них выразили беспокойство по поводу так и не решеной проблемы с долевым строительством жилья. К этой старым бедам в последние годы прибавилась новая — продажа жилья в районах без социальной инфраструктуры и просто возведение «уродливых построек», сказали в Госдуме.

Народные избранники также недовольны тем, что в России не строят социальное жилье для малоимущих граждан, хотя на бумаге такое право существует. «А про обещанную ставку в 8% вообще никто не слышал», — сказал депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный.

Те граждане, кому повезло жить в собственной квартире, приобретенной в ипотеку или полученной по наследству, жалуются на коммунальный ад, хотя мечтают о рае. Особенно остро эта проблема стоит в регионах, жители которых, по словам депутата Госдумы от ЛДПР Игоря Торощина, «с черной завистью смотрят на москвичей». Торощин поведал министру и своим коллегам о вопиющих случаях обмана жильцов, переплачивающих за услуги ЖКХ в результате мошеннических манипуляций управляющих компаний, которые орудуют при полном попустительстве надзорных органов. «Управляющие компании манипулируют площадью домов, дают недостоверные данные с приборов, а на тех, кто не согласен платить, натравливают коллекторов», — сказал он.

Попутно депутат призвал провести всероссийскую перепись с целью оценить реальное состояние жилого фонда и выяснить, «сколько у нас действительно ветхого и аварийного жилья». Официальным цифрам в 0,5% от всего жилого фонда, которую озвучил Владимир Якушев, в Госдуме похоже, мало кто верит.

Глава Минстроя дал понять, что «коммунальный рай» стоит дорого — таких денег в бюджете нет, и вряд ли они появятся в ближайшие годы. Мало того, долги граждан и компаний по оплате услуг ЖКХ только в прошлом году перевалили за один триллион рублей. Коммунистка Ольга Алимова предложила объявить «коммунальную амнистию», списав безнадежные долги населения по примеру долгов за газ жителей Чечни.

«Чтобы не нарушать принцип равноправия народов, вы одобряете предложение о списании безнадежных задолженностей по ЖКХ малоимущим гражданам и заморозку роста тарифов на три года для граждан и реального сектора экономики?», — прямо спросила министра Алимова. Но он посчитал такой вопрос провокацией. «Мы же хотим, чтобы у нас была горячая вода, чтобы работала канализация, не было аварий — это все происходит от недофинансирования», — издалека зашел министр.

Он убежден, что даже если «коммунальную амнистию» просто начнут обсуждать, платежная дисциплина граждан тут же устремится к нулю. «Нам бы не допустить хаоса, когда мы начнем обсуждать этот вопрос», — сказал министр, попутно призвав «сбалансировано» относиться к истории списания чеченских долгов. «Иначе в результате таких вот политических сигналов мы практически совсем лишимся финансирования и придем к достаточно кризисным явлениям в системе ЖКХ», — заявил Якушев.

Из его слов следовало, что гражданам лучше не тешить себя пустыми иллюзиями. Кстати, после многочисленных случаев взрывов бытового газа в Минстрое задумались над тем, чтобы вернуться к советскому опыту борьбы с утечками при помощи одорантов, позволяющих почувствовать запах газа. «Мы помним, как сильно пах газ, если где-то происходила утечка. Это самое дешевое, простое, но очень эффективное решение», — сказал Якушев. По его словам, в правительстве обсуждают также другие предложения на этот счет — от установки в жилых домах газосигнализаторов до облегчения доступа для проверок в квартиры для сотрудников газовых служб.

Елена Земскова