Posted 30 января 2019,, 10:41

Published 30 января 2019,, 10:41

Modified 31 января, 21:57

Updated 31 января, 21:57

Спасти погибавших в горах Урала туристок помешала защита персональных данных

30 января 2019, 10:41

Замерзавшие в горах Среднего Урала туристки звонили в систему экстренного вызова помощи «112», но там не смогли определить их координаты, поскольку законодательством запрещено получать информацию о геолокации из-за закона о защите персональных данных. При этом оператор не предложила девушкам самостоятельно определить свои координаты по GPS, поскольку этого нет в инструкциях. В результате по базовой станции туристок нашли только спустя три дня после их звонка: к этому времени одна девушка погибла, вторая отморозила ноги так, что в итоге лишилась обеих стоп.

Как рассказал порталу E1.ru технический разработчик системы-112, изначально при создании системы предполагалось, что местонахождение звонящего в службу с определенной точностью будет определяться автоматически, однако на деле в момент вызова у оператора в полях данных появляется только полная информация о человеке, вплоть до паспортных данных владельца сим-карты. Главного же — местоположения звонящего — оператор узнать не может, не прибегая к помощи спецслужб или суда. Причина — в законе о защите персональных данных. Единственной наводкой остается базовая станция, отправившая сигнал, но зона поиска в этом случае — несколько квадратных километров. Причем автоматическое определение местоположения абонента для МЧС даже не планируется, сообщает издание.

Более того, согласно регламентам МЧС, спасатели не могут спрашивать у операторов сотовой связи даже номер приема-передатчика, то есть хотя бы сузить зону поиска.

Также система-112 пока проблемно работает на стыке регионов. Это происходит из-за того, что систему в разных субъектах РФ зачастую строят разные подрядчики, решения которых не интегрируются.

Пропавшие девушки могли снять географические координаты по мобильному, но оператор 112 этого, похоже, не знала. «Я специально посмотрел регламент работы операторов 112 и дежурно-диспетчерских служб, там даже не прописано, что операторы должны знать, что из смартфона можно „вынуть“ координаты. Хотя это самое элементарное. Я был недавно в тех местах, где потерялись девушки. Базовая станция находится в поселке Кытлым. Связь ловится нормально где-то в трех километрах от поселка. В пяти километрах связь уже не ловит, дозвониться практически невозможно. В горах связь хорошая, то есть сотрудники МЧС могли понять, что раз вызов прошел, то либо девушки в трех километрах от поселка, либо выше границы леса, либо и то и другое. Я думаю, в конечном итоге спасатели так и поступили — все прикинули и начали искать выше леса и на границе с ним, где в итоге их и нашли. Весь вопрос в том, почему так долго. Трое суток — это все-таки многовато», — заметил собеседник екатеринбургского портала.

Он рассказал, что специалисты из ФГБУ ВНИИ ГОЧС в Москве даже не планируют ли вводить автоматическую передачу данных с GPS-модуля смартфона при звонке на 112, так как у регионов нет на это денег.

Между тем в институте журналистам сообщили, что данные о местоположении операторам 112 действительно не передаются. Но сообщили, что связано это не с нехваткой финансирования, а с законодательными препонами, поскольку автоматическая отправка геоданных абонента противоречит закону о защите персональных данных. Там надеются, что Минкомсвязи выступит с инициативой о законодательных изменениях, чтобы операторы службы-112 все же имели право получать данные геолокации абонентов автоматически.