Posted 5 февраля 2019,, 16:50

Published 5 февраля 2019,, 16:50

Modified 31 января, 22:01

Updated 31 января, 22:01

Почему зима снова мучает и убивает россиян?

5 февраля 2019, 16:50
Власти «богатых» городов ищут себе оправдания, сетуя на природу, в бедных — привычно жалуются на нехватку денег. Итоги же одни: снова травмы, снова смерти.

Приход холодов в нашей северной стране каждый год превращается в «стихийное бедствие». Снег заваливает улицы и дворы, сугробы мешают и проходу, и проезду, лед превращает тротуары в каток, а свисающие с крыш сосульки падают людям на головы.

За уборку улиц, дворов, крыш от снега и льда отвечают муниципальные службы, но часто работают они из рук вон плохо, а иногда и попросту имитируют «бурную деятельность». В итоге одни чиновники, не желая выполнять возложенные на них обязанности по управлению, предлагают жителям городов самим «брать лопаты в руки» и убирать снег, а другие жалуются жителям, что погода над ними «издевается», и советуют «немножко поднимать голову», чтобы не угодить под шальную наледь.

В Белгороде власти уже разрабатывают новые правила благоустройства, по которым горожан обяжут своими силами разгребать снег. Белгородцы этому совсем не рады, но есть и те, кто так устал ждать, когда власти соизволят организовать работу коммунальщиков, что готовы на радость чиновникам принять эту ношу, полагая, что так станет лучше. Другие предупреждают, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет — все-таки каждый должен заниматься своим делом.

В ряду тех, кто хотел бы отчасти перепоручить уборку снега ТСЖ — координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его мнению, основные проблемы в городах с уборкой снега — не на больших улицах, а в дворовых пространствах. «На уборке дорог работает техника, и там влияние человеческого фактора минимально. Поэтому дороги более-менее убираются, на оценку где-то между „тройкой“ и „четверкой“. Но вот дворы и прилегающая территория содержатся плохо. В большинстве случаев эти территории принадлежат городу, и их убирают люди, которые здесь не живут и понимают, что работают не для себя, а для кого-то другого. В результате, какая бы техника ни закупалась, качество уборки хромает. В Москве в ЖКХ закупили технику, одну из самых современных, но я вижу, что машины ездят с поднятыми щетками и только имитируют работу. Я не говорю, что жильцам нужно вручить лопаты и заставить их убирать. Я сам в молодости работал дворником, мне приходилось колоть лед, и с тех пор я его ненавижу. Но если посмотреть на пример Финляндии, то там нет такого трэша, как у нас. Почему? Потому, что там большая часть территории убирается тем, что у нас называется ТСЖ», — рассказал Шкуматов.

По мнению общественника, жильцов можно заинтересовать идеей поддержки территории в порядке. «У нас в стране люди стали собственниками бетонного кубика, висящего в воздухе, который называется квартирой. Но такого нет нигде в мире. Надо сделать так, чтобы люди были собственниками, полноценными хозяевами территории вокруг домов, которая называется двором, и тогда будут ухаживать за ним, как за своим. И, конечно, надо перераспределить часть налогов в сторону ТСЖ. Люди сейчас платят налоги, которые, в том числе, идут на уборку территорий. Пусть лучше часть этих налогов будет в виде трансфертов возвращена в эти ТСЖ, и жильцы сами будут нести обязанность по содержанию территорий», — полагает Петр Шкуматов.

Оппонентом идеи передать уборку снега в ТСЖ готов выступить депутат Госдумы, сопредседатель общественного объединения «Союз жителей» Олег Шеин. «Нельзя вешать на ТСЖ чужие задачи. Предложение передачи бюджетных средств в ТСЖ означало бы перекройку всей модели налогового законодательства и может повлечь за собой лишь финансовые злоупотребления. ТСЖ — некоммерческие организации, и они не могут участвовать в конкурсах, аукционах и прочих процедурах. Это кривая дорога, так система работать не будет», — заявил парламентарий.

Депутат уверен, что городские службы просто должны добросовестно исполнять свои обязанности по уборке снега. «В Астрахани, которую я представляю в Думе, снег выпадает редко, но когда случаются сильные снегопады, то бывают проблемы. Вызваны они нехваткой техники, которая была распродана в девяностые и нулевые годы», — добавил Олег Шеин.

Урбанист, автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман считает, что уборке снега мешают устаревшие подходы, неумение экономить и нехватка работников. «В каждом городе ситуация разная. Где-то просто экономят, где-то, наоборот, закупают дорогие реагенты, но не меняют методики уборки улиц. А где-то можно встретить ситуацию, что одна бригада в десять человек „по старинке“ убирает улицу вместо того, чтобы закупить не то чтобы машины, а хотя бы ручные средства, которые повышают эффективность каждого работника», — рассказал эксперт.

Аркадий Гершман полагает, что не все упирается в нехватку денег. Иногда средств достаточно, но не хватает умения. «Часто бывает, что график уборки улиц не совпадает с графиком уборки крыш. И получается, что могут сначала убрать улицы, а потом начнут скидывать снег с крыш. И опять придется убирать. Бывает, что применяют много реагентов, получается жижа, потом она замерзает и превращается в каток. В этом смысле столица — не очень хороший пример к подходу уборки улиц, потому что какие-то проблемы тут пытаются закрыть деньгами, но никаких денег не хватит на каждую проблему», — уверен Аркадий Гершман.

Координатор проекта «РосЯма» в Екатеринбурге, экс-директор районной службы заказчика Алексей Беззуб тоже считает, что проблемы с уборкой снега — комплексные. «Главный фактор — это способности к организации, менеджменту, управлению. Отсутствие техники, денег — это важные факторы, но я бы их ставил на четвертое-пятое место. Основное — это все-таки голова. Если руководитель неэффективно организует работы, то сколько бы техники и денег ни выделили такому руководителю, все уйдет в песок. Например, в Екатеринбурге новая техника покупается, но почему-то не нанимается персонал. И получается, что техника стоит, а ездить и работать на ней некому. Вот и получается, что вроде полтора миллиона человек живет в городе, и умных людей должно быть много, но не все получается. Есть вопросы и к технологии уборки. Когда в нашем городе идет снег, почему-то дорожные службы не считают нужным этот снег сметать. Им нужно дождаться, когда снегопад пройдет, пока его утопчут, и только потом едут что-то делать. Но это же неправильно», — рассказал эксперт.

По мнению Беззуба, определенные вопросы есть и к задаваемым стандартам. «Если говорить по ГОСТ 50597, то его требования, мягко говоря, либо размыты, либо не всегда выполнимы. Там прекрасно все написано, как должно быть, но, например, не расписано: сколько муниципалитет должен иметь техники в расчете на количество населения. Если государство внедрило стандарт, то оно должно подробно рассказать и как этот стандарт выполнять? А этого нет, и многие просто не знают, как выполнить этот ГОСТ. А кораблю, который не знает куда ему плыть, никакой ветер ему не будет попутным», — отметил эксперт.

Алексей Беззуб подчеркнул, что есть в России города, где муниципальные службы справляются с уборкой снега. И вот с таких городов и надо брать пример, перенимать их методы. «Надо брать в пример опыт ведущих городов, изучать их регламенты, расценки и прочее. А может, надо, чтобы специалисты из этих городов просто ехали в другие города и там поднимали работу до своего уровня», — сказал эксперт.

Наверно, где-то в стране есть специалисты, который могли бы организовать работу служб и наладить уборку снега в российских городах. Но властям это, похоже, не нужно. И пока эксперты и общественники спорят, а чиновники имитируют деятельность, россияне утопают в снегу, поскальзываются на льду и рискуют получить сосулькой по голове.

Дмитрий Ремизов