Posted 29 мая 2019,, 15:09

Published 29 мая 2019,, 15:09

Modified 31 января, 22:55

Updated 31 января, 22:55

Генпрокуратуре не хватает полномочий

29 мая 2019, 15:09
Юрий Чайка заявил депутатам Госдумы, что наиболее острой проблемой в России стали нарушения трудового законодательства.

На «правительственном часе» в Госдуме, который прошел в среду с участием генпрокурора Юрия Чайки, депутаты поговорили обо всем, кроме коррупции. Хотя именно эта тема традиционно была центральной в общении парламентариев с представителями правоохранительных органов и надзора.

Возможно, разговор заранее решили построить именно так, чтобы сосредоточиться на других моментах. Выйдя на трибуну, генпрокурор сходу начал говорить о нарушениях в социальной сфере, а конкретно — несоблюдении трудовых прав. По его словам, нарушения именно в этой сфере стали в России «наиболее острой проблемой».

Хотя, если присмотреться, проблемы эти все те же, старые, родом из 1990-х годов — отказ работодателя заключить трудовой договор, «серые зарплаты», невыплата заработка в срок, начисление оплаты ниже МРОТ и т. д. «Мы получили 165 тысяч обращений на эту тему, при этом больше половины из них были признаны обоснованными», — сообщил Чайка депутатам.

Есть и еще одна серьезная проблема в этой сфере — сокрытие задолженности по зарплатам в стране, когда работодатели просто не сообщают об этом в Росстат. В итоге, по официальным данным, долгов по зарплате в России по состоянию на 1 мая этого года насчитывается на сумму 2,9 млрд рублей. Что же касается скрытых долгов, то только в Приволжском и Сибирском федеральных округах прокуроры выявили их на 1,4 млрд рублей.

Предложение депутатов обсудить тему нелегальной трудовой миграции Чайка не поддержал. Хотя, например, в «Единой России» предлагают ввести в Уголовный кодекс прямой состав преступления «привлечение незаконных мигрантов к труду в интересах бизнеса». «В данном случае совершаются преступления и против бюджета, куда не платятся полноценные налоги и взносы, и против российских работников — существуют демпинг на рынке труда, и против общества, потому что создается криминогенная среда», — обосновал необходимость новой нормы депутат Госдумы Андрей Исаев.

Но Чайка с трудовых прав оперативно перекинулся на тему несоблюдения прав граждан в сфере ЖКХ, не обошел он стороной и «мусорную реформу». Прошелся и по российской авиации, оценив состояние в этой отрасли как плачевное, а усилия прокуроров исправить ситуацию пока не принесли ощутимых результатов. Так, катастрофа самолета SSJ-100 в Шереметьево обозначила «наиболее острые проблемы» в российской авиации, сказал Чайка.

Он, в частности, заявил о несоответствии госпрограммы обеспечения безопасности полетов международным требованиям. Кроме того, Минтранс, по его словам, до сих пор не разработал нормативы сертификации авиатехники, ее производителей и подготовки персонала. Также не были утверждены правила наземного и технического обслуживания самолетов и требования к их летной годности и стандарты профессиональных программ подготовки авиаспециалистов.

Прокуроры выявили более 400 гражданских самолетов, в которых была изменена типовая конструкция без проведения исследований и сертификационных работ. А с 2017 года по требованию прокуратуры от выполнения полетов были отстранены 550 пилотов.

Депутаты же обращались к генпрокурору каждый со своими просьбами или предложениями, которые в значительной степени касались политической сферы. Например, коммунисты попросили Чайку повлиять на органы правопорядка, которые якобы замучили проверками бывшего кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина. На что генпрокурор заявил, что его ведомство «вне политики».

Тем не менее, он поддержал предложение либерал-демократа Ивана Сухарева ужесточить законодательство об НКО-иноагентах. Так что не исключено, что в скором времени в законе появится статья, позволяющая включать в соответствующий реестр НКО, финансируемые через российских юридических лиц, но в числе учредителей которых есть иностранцы. Сухарев пояснил, что именно эта лазейка позволяет «иноагентам» получать деньги из-за рубежа. При этом, по его данным, их финансирование увеличилось в 2018 году более чем 20% и составило 85 млрд рублей.

Под конец разговор свелся к тому, что российская прокуратура до сих пор страдает из-за некогда урезанных полномочий и не прочь вернуть хотя бы часть из них. Сам Чайка сказал, что чувствует себя в сложном положении, когда ему приходится вносить в Госдуму очередное представление на лишение депутата неприкосновенности. «То есть я представление вношу, а расследовать не могу, не могу дать указаний, но при этом ответственность на мне», — посетовал генпрокурор.

То, что у нынешней прокуратуры мало полномочий, признали и в КПРФ. Коммунист Юрий Синельщиков заявил, что сегодня прокуроры зависят от губернаторов при проведении выборов, хотя такого, по его словам, не наблюдалось ни при большевиках, ни даже при царе.

Елена Земскова