Posted 31 мая 2019,, 14:12

Published 31 мая 2019,, 14:12

Modified 31 января, 22:57

Updated 31 января, 22:57

Анатомия слухов: змея кусает свой хвост

31 мая 2019, 14:12
В Екатеринбурге провоцируют новые беспорядки, SSJ-100 ссорит всех со всеми, с Сурковым прощаются, а он не уходит — минувшая неделя оказалась богатой на горячие новости.

Защитники сквера рано отпраздновали победу

Конфликт вокруг планов строительства храма в Екатеринбурге явно выходит на очередной виток. В пятницу появилось сообщение, что сквер в центре города, в защиту которого прошли активные уличные протесты, все же может быть включен в перечень площадок для застройки. И это несмотря на результаты нашумевшего опроса ВЦИОМ и позицию губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, который фактически встал на сторону протестующих, предложив убрать спорное место из списка вероятных площадок для строительства.

«Мы прошли этот конфликт, он исчерпан. Нам предстоит вместе найти новое место для храма», — всего неделей ранее заявлял Куйвашев. Но не тут то было. Как видно, подтверждаются слухи о том, что в верхах произошел очередной конфликт «башен», так что консолидированного мнения по екатеринбургской проблеме во власти до сих пор нет.

Вроде бы, на виду те, кто призывают к гражданскому примирению и компромиссу, но на деле все их благие пожелания разбиваются о чью-то жесткую волю построить именно эту церковь именно в этом сквере. Возможно, тут свою роль играет еще и желание не давать спуску возомнившим о себе демонстрантам, чтобы оставить последнее слово не за ними, а за собой.

Примечательно здесь и поведение РПЦ, которая традиционно всеми силами старается не вступать в открытый конфликт с государством, когда его позиция четко определена и понятна. В данном случае оказалось, что для местной епархии не указ ни опрос ВЦИОМ, ни прямой призыв «государева человека» Куйвашева, и она продолжает настаивать на застройке сквера. Видимо, там считывают какие-то менее публичные, но столь же отчетливые сигналы.

Расследование катастрофы SSJ-100 превращается в балаган

В случае с катастрофой «Суперджета» в Шереметьево противоборствующие стороны, пытающиеся перетянуть информационное одеяло на себя, что называется, ни от кого не скрываются. Это «Ростех», строящий эти самолеты, и «Аэрофлот», подбирающий для них летчиков (претензии к аэропорту «Шереметьево», который якобы затянул со спасательной операцией, как-то незаметно сошли на нет и эта тема уже почти не обсуждается).

Заявление главы Хабаровского края (где строят «Суперджеты») Сергея Фургала о том, что причина катастрофы рейса Москва-Мурманск — «полностью человеческий фактор» (то есть, виновен «Аэрофлот»), вызвало бурную реакцию национального перевозчика, обвинившего губернатора в давлении на следствие.

Затем СМИ опубликовали такие слова ведущего эксперта Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Владимира Кофмана: «Там все уже известно: катастрофа произошла из-за грубых приземлений». «Аэрофлот» вновь не стал молчать, и скандал привел к тому, что МАК начал служебное расследование «в связи с утечками информации о расследовании катастрофы SSJ 100 в «Шереметьево».

По слухам, власти начинают всерьез беспокоится насчет неконтролируемого характера, который принимает это противостояние. Ведь чем может кончиться дело? Да, один из «сильных мира чего» — «Ростех» или «Аэрофлот» — в конце концов, к своему удовлетворению, одержит победу. Однако не только отечественной гражданской авиации, но и стране в целом все эти остервенелые дрязги нанесут только вред, потому что люди (они же авиапассажиры) к тому времени будут уже окончательно уверены, что у нас и самолеты опасные, и летчики никуда не годные.

Проблемы с рейтингом Путина или кризис социологии?

Самым неочевидным оказался конфликт, в который российские специалисты по исследованию общественного мнения вступили сами с собой. Все тот же ВЦИОМ сначала заявил о резком снижении уровня доверия главе государства (при том, что даже заклейменный «иноагентом» «Левада-Центр» показывал более приятные для Путина цифры). Затем директор главной государственной социологической службы публично начал рассказывать, что пенсионная реформа «перечеркнула расчеты и ожидания» граждан и что исследователи назвали это «эффектом черных очков», которые россияне, мол, надели и не снимают.

После недоуменной просьбы из Кремля пояснить, что это вообще такое происходит, ВЦИОМ ввел новую методику измерения доверия к политикам, в результате чего рейтинг Путина сразу вырос с 31% до 72%. Что происходит при этом так и остается загадкой.

Сурков: уйти нельзя остаться

Где-то неделю назад самые «толстые» в плане раскрученности политические телеграмм-каналы вновь начали отправлять Владислава Суркова в отставку с поста помощника президента РФ по вопросам социально-экономического сотрудничества с государствами СНГ, Абхазией и Южной Осетией. Уверенность в неизбежности этого кадрового решения была небывало велика.

«Сурков написал заявление об отставке», — сообщил 24 мая анонимный канал «НЕЗЫГАРЬ». «НЕЗЫГАРЬ не написал главного. Сурков уходит по состоянию здоровья. Причина ухудшения здоровья состоит в острой наркотической зависимости», — тут же уточнил канал «Это ДНР, детка». «Говорят, еще две недели назад», — вторит им канал «Кровавая барыня» (считается, что его ведет Ксения Собчак). «Девочки, есть мнение, что вместо Суркова будет назначен Бабич», — это уже канал «Беспощадный пиарщик». «Мы не пишем про политику, но да, это правда — нам лично подтвердили. Ушла эпоха. Ждем от Владислава Юрьевича песен, стихов и других уже сугубо творческих проектов», — канал «Антиглянец». «Уход Суркова с украинского направления прямо связан с неизбранием Порошенко», — канал «Пяр во время чумы». «Синхронные отставки главных переговорщиков по Донбассу Владислава Суркова и Виктора Медведчука наделали много шуму в украино-российской блогосфере <…>», — как уже о свершившемся факте пишет канал «ГиперЛупа» с заголовком «В ожидании большого переформата».

Естественно, журналисты традиционных СМИ наперебой бросились звонить за подтверждением сенсации пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову, на что тот, наконец, 27 мая призвал всех «пока исходить» из того, что никаких указов не подписано.

Конечно, слово «пока» оставляет приоткрытым окно надежды для тех, кто уже анализирует причины громкой отставки, однако в случае с таким человеком, как Сурков, вполне можно предполагать, что это «пока» затянется, скажем так, на неопределенный срок.

Над всем Ираном безоблачное небо

На фоне все более воинственной риторики Вашингтона и Тегерана в адрес друг друга, агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на неназванные источники (в том числе, высокопоставленного российского чиновника), что Москва отказалась продавать Ирану самые современные на текущий момент системы противоракетной обороны С-400.

«Россия отклонила иранский запрос на покупку С-400, решив, что продажа этих систем приведет к росту напряженности на Ближнем Востоке», — утверждают собеседники агентства. Слухмейкеры склонны трактовать это как подтверждение версии об охлаждении отношений РФ и Исламской республики, согласно которой Москва готова чуть ли не «сдать» Иран в обмен на «пряники» от Турции и Израиля (не говоря уже про похвалу от Трампа в «твиттере»).

Однако все тот же Дмитрий Песков вновь отказался делать подарки конспирологам. «Я не располагаю информацией», — сказал он и призвал «очень осторожно» относиться к этим сведениям.

Победителей осенних выборов по весне считают

Наконец, в конце мая Владимир Путин подписал закон о проведении в столице эксперимента: организации «электронного» голосования на выборах. Оппозиция сомневается в прозрачности процедуры, но даже если это и правда, то это только выгоднее властям, поскольку эксперимент вполне можно будет признать удавшимся и внедрить повсеместно еще до новой федеральной кампании — избрания депутатов Госдумы в 2020 году.

Вообще, московские выборы явно оттеснили на второй план петербургские, где окончательно стало понятно, что они будут фактически голосованием референдумного типа: «за» или «против» врио губернатора Александра Беглова, поскольку ни один его серьезный оппонент, скорее всего, не сможет преодолеть муниципальный фильтр и собрать нужное количество подписей кандидатов.

Правда, недоброжелатели Беглова (или, наоборот, сама его команда с целью сохранить интригу) начали распространять слух, что Кремль в последний момент сменит «своего» кандидата. Но в эту историю сейчас, когда по тем же слухам, на Беглова работает чуть ли не все управление внутренней политики Кремля, мало кто верит.

Отдел политики