Posted 25 июня 2019,, 15:56

Published 25 июня 2019,, 15:56

Modified 31 января, 23:10

Updated 31 января, 23:10

Свастику отделили от пропаганды

25 июня 2019, 15:56
«Взвесив на аптекарских весах», Госдума разрешит демонстрацию нацистской символики в кино и литературе, но для соцсетей строгий запрет, судя по всему, сохранится.

Депутаты Госдумы одобрили во вторник в первом чтении законопроект, отменяющий в России тотальный запрет на демонстрацию нацистской символики и атрибутики, схожей с ней до степени смешения (вроде коловратов).

Показывать свастику можно будет в произведениях науки, литературы, искусства и в СМИ. Нынешний запрет также не будет действовать в отношении школ и университетов, чьи преподаватели рассказывают учащимся о Второй мировой войне и демонстрируют, например, исторические фотографии с военной формой или техникой нацистов.

«Главное, чтобы символика не пропагандировала нацистскую идеологию», — пояснила на заседании глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская. В самом законопроекте указывается, что демонстрация свастики будет разрешена в определенном контексте — «при условии осуждения нацизма, формирования негативного отношения к идеологии нацизма и отсутствия признаков пропаганды или оправдания нацизма».

Действующее в данный момент законодательство таких оговорок не содержит. В нем прописан запрет на использование в России в любой форме нацистской символики как «оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах».

Также запрещена пропаганда или публичная демонстрация атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Нюрнбергского трибунала, либо приговорами, вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, отмечается в сопроводительных материалах к законопроекту.

В итоге под запрет подпадает даже документальная кинохроника, исторические фотоснимки, картины и т. д. Теоретически могут запретить и любой советский фильм, в котором есть кадры с немцами в нацистской форме вроде «Обыкновенного фашизма», «Семнадцати мгновений весны» и т. д., хотя эти киноленты демонстрируют ужасы войны и прославляют подвиг и героизм наших солдат в борьбе с фашистами.

Дело дошло до того, что Минкульт стал опасаться выдавать прокатное удостоверение фильмам, где есть кадры с нацистской атрибутикой, рассказали в Госдуме. «Сложилась правовая коллизия и нам надо исправить эту досадную кривизну», — призвала переписать действующий закон Ямпольская. При этом она подчеркнула, что речь не идет о либерализации антиэкстремистского законодательства. «Мы говорим о государственническом подходе — люди, которые хотят прославлять подвиг нашего народа, не должны подвергаться штрафам», — сказала депутат.

Однако бывший прокурор, депутат от КПРФ Юрий Синельщиков заметил ей, что в законопроекте используется «непростая конструкция», которая может создать проблемы в судебной практике. Другие депутаты также не могли взять в толк, в чем именно должно выражаться правило об «осуждении и отсутствия признаков пропаганды нацизма» при демонстрации соответствующей символики.

Но Ямпольская заверила, что предлагаемую формулировку авторы документа «взвешивали на аптекарских весах», хотя она и не исключила возможности ее уточнения ко второму чтению. «Осуждение необязательно должно высказываться на словах, оно должно ощущаться», — заметила при этом глава комитета.

Между тем, из принятого в первом чтении варианта законопроекта не следует, что запрет снимут в отношении материалов с изображением нацистской символики, распространяемых в интернете, в частности в соцсетях. То есть, публикуя фотографию своего дедушки, который топчет нацистский флаг, человек должен понимать, что не избежит ответственности, даже если трижды осудит идеологию нацизма.

Ямпольская лишь не исключила, что ко второму чтению в законопроекте появятся нормы о том, что запрет не будет действовать в отношении «музейной деятельности, реконструкторов и произведений науки, искусства и литературы, распространяемых, в том числе через интернет».

Другими словами, сохраняется опасность, что правоохранители продолжат выписывать штрафы интернет-пользователям за фотографии со свастикой, если это только не кадры из кинофильмов, книг и картин.

Между тем, по данным международной правозащитной группы «Агора» с 2012 года в России в девять раз возросло количество дел, возбужденных по факту о публичной демонстрации запрещенной символики, а арестовывать по этой статье стали в шесть раз чаще. Всего же по этой статье за последние пять лет наказали более шести тысяч человек — в среднем, около сотни случаев каждый месяц.

Елена Земскова