Posted 18 июля 2019,, 17:48

Published 18 июля 2019,, 17:48

Modified 31 января, 23:21

Updated 31 января, 23:21

Дорогие памятники пафосу

18 июля 2019, 17:48
Стадионы, построенные год назад к Чемпионату мира за сотни миллиардов рублей, не востребованы и отъедают из местных бюджетов серьезные деньги.

К Чемпионату мира по футболу в 2018 году были построены или существенно реконструированы 12 стадионов в 11 городах России. Из них два — в Москве, один — в Петербурге, а остальные — в провинциальных центрах. В списке городов — не только миллионники, но и даже Саранск с населением чуть больше 300 тыс. человек. На это было потрачено почти полтриллиона рублей. Сегодня, спустя год после Чемпионата, приходится констатировать, что правы оказались те, кто предсказывал стадионам запустение после мундиаля.

Еще когда только стало известно, что Россия примет Чемпионат, дискуссии о том, нужны ли стране дорогостоящие игры, плавно перетекли в споры о том, нужно ли строить новые объекты или достаточно расширить старые стадионы. Полемика была недолгой: в регионах решили строить новые. Точнее сказать, публичного обсуждения не было вовсе: все решали чиновники.

До конца 2019 года все стадионы будут переданы в собственность субъектов РФ. Предполагается, что после 2023 года затраты на содержание этих объектов полностью лягут на регионы, которые, как надеются в правительстве, найдут внебюджетные источники финансирования. Какие это будут источники? Стадионы станут «домашними» для местных футбольных команд, но с учетом того, что эти команды в значительной мере сами финансируются из региональных бюджетов, основные затраты понесет местная казна.

Содержание одного стадиона в провинции обходится примерно в 300 млн рублей в год. Много это или мало? Достаточно сказать, что в 2019 году такую же сумму Волгоградская область выделяет в региональный Фонд развития аграрно-промышленного комплекса. Собственные доходы Саранска — 3 млрд рублей, то есть 300 млн рублей — это 10% годового бюджета города. Вероятно, эти деньги муниципалитет мог бы потратить более эффективно.

(Казань-Арена, матч «Анжи» — «Рубин»)

В Сочи стадион «Фишт» был построен еще к зимним Олимпийским играм 2014 года и входит в комплекс спортивных сооружений «Олимпийского парка». Общественный деятель Александр Саверский, посетивший парк спустя ровно год после мундиаля, констатировал безлюдье на огромном пространстве. «Памятник безмозглости и пафоса на пустыре» — так он охарактеризовал увиденное.

«Объекты стоят пустые. Я разговаривал по этому поводу с местными жителями. Они рассказали, что в „Олимпийском парке“ ничего не происходит: тренировок мало, спортсменов не видно, команд нет. Кстати говоря, в московских „Лужниках“ народу тоже сравнительно немного, и всем известно, что большая арена практически не работает, что она убыточна. Но, если прийти на теннисные корты, то там плюнуть негде, как говорится. А в сочинском „Олимпийском парке“ везде пусто», — констатировал Саверский.

В Калининграде стадион был построен на Октябрьском острове на болотистых почвах, за что и был прозван «ареной на болотах». Место возведения объекта изначально вызывало серьезные сомнения в его устойчивости на долгие времена.

«Еще в 2013—2014 годах я и группа моих сторонников пытались доказать, что лучшим вариантом является реконструкция стадиона „Балтика“, который находится в центре Калининграда. Конечно, это был бы не такой монументальный стадион, который в итоге возвели на острове, а более компактный. Может быть, он вмещал бы до 30 тыс. человек, но нам удалось бы сэкономить порядка 20 млрд рублей. Это еще в тех деньгах, когда доллар стоил порядка 30 рублей. И я был очень удивлен, когда Виталий Мутко, который курировал строительство стадионов в России и был против строительства в Калининграде „на болоте“, вдруг резко поменял свою точку зрения», — рассказал президент фонда «Региональная стратегия», бывший депутат Калининградской облдумы Соломон Гинзбург.

По предположению политика, заработали факторы, которые скрыты от глаз общественности. «Во-первых, это очередное вредительство, во-вторых, здесь явно было желание украсть на строительстве, потому что циклопический мегапроект в состоянии был принести кому-то очень большие дивиденды. Но сегодня нет никакого плана по наполняемости стадиона в таком небольшом городе, как Калининград. Арена стала пиявкой, очень серьезной нагрузкой на шее бюджета Калининградской области. Зато стадион возглавляет близкая родственница одного из депутатов областной думы, хотя это является конфликтом интересов, а значит, что никакого парламентского контроля за его деятельностью не будет», — заметил Соломон Гинзбург.

(Ростов-Арена, матч «Ростов» — «Оренбург»)

«Желание украсть» уже выявлено при строительстве «Ростов Арены» в столице ЮФО. Правоохранительными органами арестован замгубернатора Ростовской области Сергей Сидаш. Его обвинили в соучастии в хищениях при намыве песка. Ущерб оценивается в сумму свыше 220 млн рублей. В Ростове-на-Дону полагают, что череда коррупционных уголовных дел только началась.

«Еще во время стройки стадиона в федеральных СМИ, пользующихся справками от силовых ведомств, проходила информация, что на строительстве обнаружены серьезные злоупотребления, связанные с применением стройматериалов. Можно ожидать развития, когда поднимутся еще более интересные вещи, в том числе в истории с Сидашем и другими ростовскими чиновниками. Там все намного интереснее, чем песок», — считает известный ростовский блогер Сергей Резник.

Благодаря последним успехам футбольной команды «Ростов» донская арена меньше других страдает от нехватки посетителей. Но ростовские власти уже начали экономить — пока на поливе зеленых насаждений в парке у стадиона. Согласно информации отделения ОНФ, из общего количества посаженных кленов погибло 95%, дубов — 30%, ив — 50%, можжевельника — 50%, туй — 30%, кустарников — 90%, газона — 100%. На чем еще решат сэкономить чиновники?

В проверке качества строительства также явно нуждается «Волгоград Арена»: июньские дожди превратили насыпь у стадиона в гигантский разлом и, как говорят, были затоплены подтрибунные помещения. В результате ФК «Тамбов» перенес домашние матчи в Саранск — местные журналисты с гордостью пишут, что в столицу Мордовии спустя год вернется «большой футбол». Разломы образовались и на плиточном тротуаре у входа на стадион «Нижний Новгород». Новые объекты пришлось «доремонтировать».

(Волгоград-Арена, матч «Ротор» — «Краснодар»)

Президент Института развития и модернизации общественных связей Федор Крашенинников еще год назад предсказал запустение и невостребованность новых стадионов после мундиаля. Как констатировал политолог сегодня, федеральные чиновники хотели провести Чемпионат, совершенно не задумываясь о последствиях.

«Если судить по стадиону в Екатеринбурге, то я бы не сказал, что он нарасхват и пользуется бешеной популярностью. Хотя Екатеринбург — это большой город. Что же тогда говорить о небольшом Саранске? Я не слышал, чтобы Саранск стал центром спортивной жизни и массовых соревнований. Что будут делать власти? Будут списывать на содержание объектов большие деньги. Знаем, что вся наша власть заинтересована в затратных мероприятиях, чтобы брать деньги из бюджетов», — полагает Крашенинников.

Когда-то в древности кичливые египетские фараоны возводили пирамиды, чтобы потешить свое тщеславие. Но их пирамиды, хоть и подорвали силы страны, но простояли тысячелетия. Современные российские «памятники пафосу» вряд ли простоят так долго.

Дмитрий Ремизов