Posted 18 сентября 2019,, 13:01

Published 18 сентября 2019,, 13:01

Modified 31 января, 23:48

Updated 31 января, 23:48

Глава Института гематологии: Из-за новых законов исчезают жизненно необходимые лекарства

18 сентября 2019, 13:01
По словам Алексея Масчана, закон о закупках лекарств госучреждениями закрыл доступ на рынок зарубежным препаратам, причем именно в относительно дешевом сегменте.

В России из-за принятых недавно законов исчезли жизненно необходимые для лечения пациентов дешевые препараты. Об этом заявил директор Института гематологии, иммунологии и клеточных технологий НМИЦ им. Рогачева Алексей Масчан.

Он привел пример: исчез «Цитозар», необходимый для лечения миелолейкоза. Пропали и многие простейшие препараты сопроводительной терапии, такие как хлорид натрия или 4-процентная и 8-процентная сода. Список пропавших препаратов Масчан назвал «длинным». Также, по словам доктора, вместо некоторых импортных препаратов «суют» отечественные, которые «никогда не проходили клинических исследований».

В интервью «Интерфаксу» врач подчеркнул, что обращался по поводу пропавших лекарств в Минздрав. Там ему предложили подбирать альтернативные схемы лечения. На это доктор ответил с иронией: «Спасибо, конечно, но мы хотим лечить тем, чем надо».

На вопрос, не пробовал ли он обращаться к премьеру Дмитрию Медведеву для решения проблемы, как это было после скандала с «Фризиумом», Масчан ответил, что «невозможно заткнуть вручную каждую дырку». Он добавил, что если для каждого случая нужно вмешательство высших властей, значит не работает система в целом. «Надо отменить ряд законов, которые привели к этой ситуации, отключить возможность принятия таких законов», — призвал доктор. Он указал, что не политик, а врач, которому не хватает лекарств, имевшихся в наличии 30 лет, а теперь они вдруг исчезли после принятия этих законов.

Масчан предложил непременно отменить закон о закупках лекарств госучреждениями (так называемый закон «третий лишний», согласно которому заказчик должен отклонять иностранные заявки, если поданы минимум две российские). Этот документ закрыл доступ на рынок зарубежным препаратам, причем именно в относительно дешевом сегменте, пояснил медик. Он привел и такое действие новых законов: врачам теперь нельзя прописывать особые условия для препаратов, в итоге вместо таблеток могут подсунуть мазь. Он добавил, что над этим пакетом законов «трудились лоббисты», которых он лично предупреждал о последствиях их действий. «Не помогло», — констатировал врач.

Он добавил, что необходим еще один шаг: вернуть существовавшую систему автоматической регистрации лекарства на рынке, если оно уже имеет регистрацию в Европе или США. Здесь как раз примечательная ситуация с «Фризиумом». Этот препарат 40 лет использовали на Западе. В таких случаях клинические исследования в РФ не нужны, указал доктор и подчеркнул, что этот одиозный закон «должен быть отменен».

Напомним, в начале сентября Медведев на фоне скандала с «Фризиумом», который невозможно было легально приобрести в России, подписал распоряжение о выделении средств из резервного фонда правительства на закупку лекарств для детей, страдающих хроническими заболеваниями, которые не производятся в РФ. Оно дало право уполномоченному к ввозу подобных препаратов Московскому эндокринному заводу оперативно закупить и поставить в РФ такие препараты, как диазепам, фенобарбитал, мидазолам в 10 лекарственных формах, которые не производятся в России, а также клобазам («Фризиум»). Документ был подписан после громкого скандала: маму больного ребенка задержали на почте при получении заказанного из-за рубежа «Фризиума». За нее вступились благотворительные фонды и медики.