Posted 16 декабря 2020,, 16:11

Published 16 декабря 2020,, 16:11

Modified 30 марта, 12:44

Updated 30 марта, 12:44

Запад в деле Навального балансирует между ценностями и интересами

16 декабря 2020, 16:11
Политолог Андрей Окара не ждет радикального наказания России ведущими странами мира из-за новых данных об отравлении оппозиционера.

Раскрытие личностей предполагаемых отравителей российского оппозиционера Алексея Навального, предпринятое изданием The Insider и расследовательской группой Bellingcat, привело Россию к очередному международному скандалу.

Навальный на своем youtube-канале со ссылкой на расследование международных журналистов заявил: «Дело раскрыто. Я знаю всех, кто пытался меня убить», и опубликовал фотографии восьми человек, которых считает сотрудниками ФСБ и которые, по его данным, участвовали в покушении на его жизнь. Кремль два дня никак не комментировал сенсационные выводы расследования, что многими наблюдателями было расценено как признание правоты журналистов и Навального. И только в среду первый комментарий, не очень конкретный, сделало на сей счет публичное лицо из окружения Путина — глава МИД Сергей Лавров. По его утверждению, «…Москва уже два дня молчит. Раз молчит, значит виновата. Ущербность такого подхода, по-моему, очевидна любому вменяемому человеку». Так что молчание Москвы стало заметным не только для иностранцев, но и для ближайших сторонников Путина, которого Навальный публично обвинил в «заказе» ФСБ своего убийства.

О том, как могут повлиять новые обвинения на международную позицию России, обозревателю «Росбалта» рассказал политолог, директор Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара.

— На ваш взгляд, что предпримет Запад после публикаций конкретных имен и фотографий отравителей Навального? Будут очередные резкие заявления, санкции, замораживание отношений, или коллективный Запад, как всегда, пошумит, а затем вернется к поискам возможностей для продолжения «конструктивного сотрудничества» с Москвой?

— Видимо, не будет ни того, ни другого, а что-то среднее. То есть отношения ухудшатся. Байден уже сказал, что Россия главный противник Америки, и это все хорошо укладывается в американское видение мировой политики.

— Можно ли связывать эти новые расследования с завтрашним выступлением Путина на традиционной большой пресс-конференции? Скажутся ли они на строительстве газопровода «Северный поток 2», о возобновлении которого уже было объявлено?

— Сложный вопрос. Накануне глава комитета немецкого Бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст уже после публикаций расследований Insider и Bellingcat заявил, что газопровод будет достроен, несмотря на американские санкции против этого строительства. Пока в США один президент уже уходит, а другой еще не пришел, и Америка потому ослабила свою удавку на «Северном потоке», в Германии считают, что надо быстрее его доделать.

Любители конспирологии сейчас высказывают мнение, что одной из причин, по которым это расследование появилось именно сейчас, стало предстоящее выступление Путина. Другое мнение как раз состоит в том, что это попытка создания негативного бэкграунда вокруг строительства «Северного потока — 2» именно в тот момент, когда его создатели поняли, что у них остается окно возможностей для его завершения до 20 января (дня инаугурации нового президента США).

— Удастся ли Западу маргинализировать Россию после этих разоблачений?

— Дело вокруг расследования отравления Навального показывает тончайший баланс между ценностями в политике и интересами. С точки зрения демократических ценностей, Запад, наверное, должен был бы сказать, что Кремль хочет весь мир отравить своим «Новичком», взорвать своими ракетами, а стало быть, нужен новый «железный занавес», развод и девичья фамилия. А политика интересов подсказывает, что чтобы ни делали люди в Кремле, взять с них нечего, но бизнес превыше всего. А раз так, то давайте торговать и не обращать внимания на политические аспекты этого режима. Он как был ужасным, так им и остается.

— Да, мы ведь помним историю с отравлением Скрипалей в Британии. Тогда доказательств тоже было предоставлено достаточно, но все закончилось…

—…Ничем. Действительно, дела Скрипалей, Навального, сбитого над Донбассом в 2014 году малазийского «Боинга» — все это как раз характеризует соотношение, которое существует в западной политике между ценностным подходом и прагматическим.

— И пока мы видим, что во всех этих случаях интересы побеждают…

— Я бы сказал, что соотношение, по крайней мере, по отношению Запада к России, примерно 25 процентов на 75 в пользу интересов. Такова реальность. Таковы субъекты мировой политики на данный момент.

Не думаю, что после публикаций расследований Insider и Bellingcat об отравлении Навального что-то принципиально изменится в этом соотношении. Вероятно, со стороны Запада будет больше неприятных слов в адрес Москвы, больше очередных санкций, но на что-то такое, что может радикально сказаться на экономике России и повлиять на ее политический режим, вряд ли кто-то сможет пойти.

Сегодня абсолютно другой уровень взаимозависимости государств. Он намного больше, чем во времена Советского Союза. Делая что-то плохое в отношении одной страны, тем более — такой большой, как Россия, одновременно бумерангом получаешь и какие-то негативные последствия. Например, вводя санкции в отношении экономики РФ, Европа ударяет и по своим производителям. В этом и проявляется глобальность современного мира — наказывая кого-то, ты наказываешь и сам себя. Поэтому все сейчас ищут ту оптимальную точку, когда можно наказать другого при минимальном ущербе себе.

Беседовал Александр Желенин