Posted 15 октября 2021,, 13:42

Published 15 октября 2021,, 13:42

Modified 30 марта, 08:26

Updated 30 марта, 08:26

Анатомия слухов: академиков записывают в уголовники

15 октября 2021, 13:42
Битва силовиков за контроль над образованием, отставки губернаторов и новый накат на иностранных агентов стали главными темами этой недели.

Кириенко подставил плечо Грефу?

Лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев выступил в Госдуме в защиту арестованного ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) Сергея Зуева. Как бы заодно он встал на защиту и Марины Раковой, вице-президента Сбера, именем которой обычно и называют начавшееся громкое уголовное дело против российских деятелей образовательной сферы.

Часть наблюдателей говорит, что «Новые люди» просто отрабатывают «либеральную повестку», поскольку их создавали для того, чтобы они играли в Госдуме именно такую роль. Однако другие уверены в том, что ситуация гораздо сложнее. Якобы в российской власти сложился тандем первого замглавы администрации президента Сергей Кириенко и главы Сбера Германа Грефа. И вот именно по их интересам силовиками был нанесен удар. Оба влиятельных деятеля имеют основания считать, что «дело Раковой-Зуева» может, в конечном итоге, ударить по ним лично. Естественно, они не собираются покорно ждать и переходят в контрнаступление.

Ректор Шанинки — не просто ученый или администратор. Он, например, друг философа и политтехнолога Петра Щедровицкого (сына философа Георгия Щедровицкого), который является одним из основателей так называемой «школы методологов» в России. Адепты этого учения сейчас богато представлены во внутриполитическом секторе администрации президента. Именно Петр Щедровицкий первым выступил в защиту Зуева. Затем, несмотря на требование следствия, ректора, страдающего гипертонией, не удалось упрятать за решетку, и он остался только под домашним арестом. Говорят, также не без вмешательства своих влиятельных друзей.

Теперь «Новые люди», которых, как ходят слухи, с момента создания опекал лично Сергей Кириенко, встали на защиту и Зуева, и Раковой. Многим тут могло показаться, что «пазл сложился». По большинству уголовных дел против «либеральных деятелей» (в широком толковании этого понятия), их сажают просто потому, что за них некому заступиться. Но тут история иная, и конец у данного уголовного дела тоже может быть другим.

Вполне возможно, что сами по себе Зуев и Ракова не так уж и важны для Кириенко и Грефа, ведь ходили же слухи, что Раковой помогали уехать за границу «коллеги по работе», но потом она все же появилась на допросе в Следственном комитете. Но, защищая себя, эти два влиятельнейших администратора, попутно спасают и «стрелочников».

Мемориал в наручниках

Группа агрессивных молодых людей в масках сорвала показ в Москве фильма известного польского режиссера Агнешки Холланд «Гарет Джонс», посвященного трагедии голода 1930-х годов, который украинские власти официально считают геноцидом украинского народа и называют Голодомором. Фильм показывали в офисе центра «Мемориал» (внесенного в России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента).

Важно отметить, что показ был организован совместно с Польским культурным центром и согласовывался на уровне МИД России и Польши. Впрочем, напасть на зрителей это хулиганам не помешало. При этом их почему-то сопровождали съемочные группы нескольких государственных телеканалов. Позднее, надо заметить, пошли слухи, что это были вовсе и не неизвестные хулиганы, а якобы активисты одного из провластных молодежных объединений. Эти сведения могли просочиться из полиции, поскольку троих нападавших удалось задержать.

Впрочем, главное не это, а приезд силовиков на место событий. Сотрудники правоохранительных органов, к которым присоединились люди в штатском, грозились изъять из «Мемориала» всю оргтехнику. В итоге, впрочем, после якобы какого-то звонка «сверху» унесли только видеорегистратор.

Но этого, впрочем, оказалось достаточно, чтобы НКО отменило офлайновую часть акции «Возвращение имен», назначенной на 29 октября у Соловецкого камня на Лубянской площади, прямо около главного здания ФСБ. Сделано это по «эпидемиологическим причинам» — в Москве и в России в целом резко растет заболеваемость и смертность от ковида. Однако ничего удивительно нет в том, что сразу пошли слухи, будто решение «Мемориала» — следствие силовой акции против него со стороны властей. Что, собственно, и было целью провокаторов, сорвавших согласованный кинопоказ.

Ярославль остался без Миронова

Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов ушел в отставку. Такие слухи ходили давно — «Росбалт» писал о них сразу после выборов. Тогда ожидалось, что непосредственной причиной смены главы региона станут итоги выборов в Госдуму, на которых Миронова переиграл экс-губернатор Анатолий Лисицын, шедший в парламент от «Справедливой России — За правду». «Единая Россия» проиграла одномандатные округа и набрала очень мало по спискам в Ярославской области.

Впрочем, претензии к Миронову копились давно. Теперь не помогло даже то, что он был в прошлом телохранителем президента Владимира Путина.

Врио главы региона, которому предстоит подтвердить полномочия на выборах через год, стал Михаил Евраев. Это принципиально другой тип управленца, не силовик, а технократ, скорее из обоймы первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. Евраев работал в Минкомсвязи и ФАС, был близок к экс-главе антимонопольной службы Игорю Артемьеву — бывшему «яблочнику» (как и Евраев). Кстати, в ФАС новый ярославский губернатор курировал вначале надзор в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ, а позже — контроль за размещением государственного заказа. Области важные и денежные.

Как уверен источник, близкий к администрации президента, отставка Миронова — не последняя в череде увольнений неуспешных губернаторов. Некоторых, скорее всего, снимут уже по весне, но еще как минимум пару отставок можно ждать до конца текущего года.

Иван Преображенский