Граффити - это настроение общества

Вопреки мнению обывателей, граффити - это не просто испачканные краской стены, а способ самовыражения и даже искусство. Как отличить искусство от мазни, "Росбалту" рассказал АЕК - представитель одной из самых старых граффити-команд в России «BTK».

Граффити – самый популярный вид уличного творчества в мире. Россия не стала исключением. Картины, написанные красками из баллончиков, стали неотъемлемой частью городских ландшафтов. Об основных тенденциях развития граффити «Росбалту» рассказал AEK - представитель одной из самых старых граффити-команд в России «BTK».


- Расскажи немного о себе: как давно и почему ты занимаешься граффити?

- Я занимаюсь граффити уже около 10 лет. Столкнулся с этим явлением как с элементом хип-хоп-культуры, катаясь на скейтборде. Тусовка была очень маленькая, и все только начиналось, поэтому выбора направления для самореализации было достаточно. Выбрал граффити естественным образом. С детства я рисовал везде и всегда, штурмовал различные недоступные для других места, занимался легкой атлетикой и боевыми единоборствами.

- Кто самые известные райтеры в России?

- Самые известные райтеры - это очень относительное понятие. Как правило, каждый из райтеров занимает некоторую нишу, внутри которой и бултыхается, отказываясь воспринимать окружающую действительность. Наиболее известные из представителей концептуалистов - это небезызвестные Зачем!, Zuk Club, 0331С, Influx, в некотором роде, Painbreakerz. Традиционная школа интересна такими людьми как Zmogk, A24 и все те, с кем он рисует огромные продакшены. Среди новых интересных художников я бы отметил CobrZombie и Keuc. Есть так же команды, которые занимаются откровенной попсой и получают от этого удовольствие, такие как 310 Squad. Но это лишь мои приоритеты.

Бомбинг не афишируется, да и критерии крутости в нем постоянно меняются. Этих людей просто нет на виду, им не нужен легкий фэйм, они работают над собой, занимаются самосовершенствованием тела и духа, давно уже находятся вне тинейджерской хип-хоп культуры, некого абстрактного "тру".

- Кто из граффитчиков оказал на тебя влияние?

- Шаман BFG, который показал мне где продается краска, и показал как ею пользоваться. T4R, с которыми мы вели войну, что давало сильную мотивацию к действию. Ребята из моей команды, которые помогали бороться с ошибками. Bando - граффитчик из Штатов, у которого мне очень хотелось скопировать стиль, но не получалось ввиду отсутствия техники. 3DK - те, кто подтвердил правильность выбора направления «Бомбинг», BHB Прага.

- Какие существуют стили граффити, и что нового появилось за последнее время? Каков твой стиль?

- Мой стиль - это некоторое подобие «Блокбастер» (огромные буквы) со стремлением стать монограммой. Я не рисую персонажей, комплекс "недохудожника" меня не мучает. У меня есть художественное образование, и я имею полное представление о том, как рисуется голова, тело и прочее. Персонажи у граффитчиков, как правило, не несут в себе абсолютно никакой художественной ценности и являются лишь потугами к самореализации граффитчиков как художников.

Если говорить о традиционном граффити, то там присутствуют какие-то стили типа "бабл", "вайлдстайл", "3д". Но в них нет никакого смысла, потому что каждый новый художник - это новый стиль либо копирование старого. Плагиат в граффити, несмотря на массовые протесты не самых одаренных художников, является черной меткой. Если проводить аналогию, например, с байкерами, то это как приехать на собрание членов клуба "Харлей-Дэвидсон" на убогом китайском 50-ти кубовом "Регал Рапторе".

- Какое будущее у российского граффити, как ты думаешь? Отличается ли чем-то российское граффити от европейского, американского?

- Американское граффити появилось как свободная форма самовыражения и благодаря тому, что это было кому-то нужно, превратилось в индустрию, породившую множество различных форм. Если я не ошибаюсь, Асашай до сих пор лидируют, разделяя место разве что с Британией, по многим направлениям, связанным с дизайном и современным искусством.

Европейское граффити добавило стиля и вычленило из него квинтэссенцию, что привнесло в него большое разнообразие национальных колоритов представителей различных европейских стран.

Традиционное американское граффити, переносимое на стены "гэнгста-тинейджерами" и людьми, застрявшими в своей хип-хоп молодости, это дичайший онанизм. Именно благодаря отсутствию своего понимания и восприятия вопроса тема остается на неандертальском уровне развития и муссируется лишь тремя с половиной стилистическими различиями.

Последнее время в России появляются молодые художники, которые благодаря своему высокому уровню общего и художественного образования, а так же малой зависимости от примитивных субкультур и отсутствию серого, раненого пришествием счастливого "общества потребления" менталитета, реализуют действительно интересные вещи. Они представляют такой взгляд на предмет, который просто не мог быть доступен тем, кто принимал участие в этой сцене ранее. Это и есть будущее российского граффити, то самое, которое имеет возможность стать серьезным искусством, если будет использовать правильные методы.

- Где граница между граффити и другими видами искусства?

- По сути, граница может быть выражена одним из лозунгов группы, или скорее культурного феномена, Go Vegas!: "Искусство - продажная девка, мы за бесплатное и анонимное творчество!". По факту граффитчик даже не предполагает извлечь из своего творчества хоть какую-то выгоду, его единственной мотивацией является желание творить наиболее чистое и интересное внутри себя. Для получения наилучшего результата нужно лишь просчитать и выбрать правильно направление. Множество граффитчиков занимаются различными видами деятельности, так или иначе связанными с другими видами искусства, добиваясь в них успеха, неплохо зарабатывая, но оставляют для себя вторую жизнь, в которой все равны. Подобное можно встретить в различных тайных организациях и культах, где снимаются все чины и регалии. Человек говорит напрямую с другим человеком и самим собой честно и открыто.

- Как ты относишься к нелегальному граффити? В чем его отличие от легального? Как этот вопрос регулируется в России?

- Легальное граффити как единственное направление - это занятие для посредственных личностей. Его отличие от нелегального заключается в том, что ты начинаешь соревноваться в своем искусстве не с другими граффитчиками, а с обычными художниками.

В качестве оценки заявляю, что пока еще не видел ни одного граффити, которое мог бы сравнить с работами, например, Климта. Получается, что рисовальщики легального граффити изначально обрекают себя на презренный, никому не нужный труд. Как выражается мой знакомый, сын известного галериста, "художнический вэйст оф тайм" (пустая трата времени). Также легальное граффити это гибель для аутентичной субкультуры, если граффити станет легальным оно отойдет на второй план как актуальное направление для бунтарской молодой, горячей крови превратится в «бальные танцы».

- В каких городах тебе удалось поработать? Какие из них тебе больше понравились и почему?

- Москва, Питер, Киев, Керчь, понравились все, не могу выделить ни один из городов, в каждом есть его неповторимые особенности и дух.

- Существуют ли в России профессиональные соревнования, фестивали?

- Да, чаще всего это коммерция. Они громко афишируются, туда приезжают многие художники, чтобы пообщаться. Но в последнее время так же проходят мероприятия, которые устраивают сами граффитчики друг с другом.

- Существуют ли в этой сфере проблемы в России?

- Основной проблемой России является ее резкий скачок из одного общественного строя в другой, пока еще колебания окончательно не утихли и не началось полноценное развитие государства во всех областях ничего нельзя сказать и о граффити.

Как ни странно, это нелегальное уличное искусство напрямую зависит от самого общества. Так же как индикатор отражает его настроения и может являться рупором общества в правильных руках.

- Дорого ли заниматься граффити? Сколько денег в среднем тратит райтер на свои занятия?

- Относительно дорого, себестоимость одного моего рисунка около 1000 рублей. Некоторые большие работы выедают много больше. Плюс неустойки и прочие мелочи. Для этого и существуют фестивали. При грамотной организации там можно снабдить краской много граффитчиков, кому это не по карманам. Это гораздо больший респект, чем "уникальная возможность порисовать на кусках оргалита".

- Чтобы ты сказал тем, кто начинает заниматься граффити?

- Сказал бы им, что они не пожалеют в будущем, если подойдут к вопросу с правильной стороны и умудрятся выдержать все испытания. Я ничуть не жалею, что не стал ни проэкстремалом, ни танцором, ни ЭмСи. Не знаю как там, но внутри граффити-субкультуры вы можете осознать собственную сущность, что сильно поможет в дальнейшей жизни.

Беседовала Мария Красавина, фото AEK