Posted 17 декабря 2009,, 09:30

Published 17 декабря 2009,, 09:30

Modified 1 февраля, 03:29

Updated 1 февраля, 03:29

“Ежевика” мобильной связи

17 декабря 2009, 09:30
Революции иногда происходят ярко и быстро, а иногда - медленно и незаметно, именно так, как в Россию “пришли” телефоны BlackBerry, созданные для тех, кому всегда необходимо быть не только на телефонной связи.

Революции иногда происходят ярко и быстро, а иногда - медленно и незаметно, именно так, как в Россию “пришли” телефоны BlackBerry, созданные для тех, кому всегда необходимо быть не только на телефонной связи.

Недавно компании “Билайн” и “МТС” открыли продажи смартфонов BlackBerry и начали предоставлять соответствующий сервис частным клиентам. В телефонах BlackBerry основной акцент делается на способность получать электронную почту мгновенно и обрабатывать поступающие документы прямо в телефоне - следовательно, отпала необходимость возить с собой ноутбуки, а также специально подключаться к почтовому ящику. Фактически, сообщения электронной почты поступают на телефон так же, как смс-сообщения. До недавнего момента сервис BlackBerry в России был доступен только для корпоративных клиентов и почти по космическим ценам. Начиная с прошлого месяца, два крупнейших оператора мобильной связи начали предлагать телефоны BlacBerry и абонентскую плату по их обслуживанию по вполне разумным ценам. Иначе как революционным это событие не назовешь.

А началась история много лет тому назад в США. Никому не известная в то время компания RIM (Research In Motion) предложила устройства принудительного получения сообщений электронной почты на мобильные терминалы (push email). Смартфоны получили название Blackberry, что в переводе с английского означает “ежевика”. За очень короткий срок на Западе Blackberry стали неотъемлемым аксессуаром делового человека.

Возможность не только быть на телефонной связи, но и в режиме реального времени (по подобию смс сервиса) получать электронную почту очень скоро пришлась по вкусу не только топ-менеджерам, но и обычным гражданам. Через пару лет с момента появления, стоимость аппаратов и сервисного обслуживания BlackBerry в западных странах превратили устройство в столь же популярный аксессуар делового человека, каким в России является iPhone. Частично это объяснялось тем, что, к примеру, в США смс-сообщения так и не получили большой популярности, а частично - удобством использования Blackberry и его приемлемой ценой. В России же распространение Blackberry тормозилось из-за почти космических цен как на сам аппарат, так и на его сервисное обслуживание.

С технической стороны все выглядит просто. Сообщение поступает в ваш почтовый ящик, откуда моментально отправляется пользователю на мобильное устройство. При этом, если почтовый ящик у пользователя находится на сервере Blackberry, и почта приходит с такого же устройства, осуществляется почти стопроцентная криптографическая защита – и можно быть уверенным в том, что никто, кроме корреспондентов, не прочитает адресованного сообщения (эта услуга платная). Ну а если ящик находится на общедоступном публичном сервере, то тут все стандартно и зависит от степени вашей информированности и сложности пароля. Программы корпоративных почтовых серверов обычно по умолчанию поддерживают систему мгновенной системы доставки сообщений push email.

Большинство устройств BlackBerry, использовавшихся в России в последние годы, были “серыми” - операторы сотовой связи не имели права их обслуживать, но все-таки привезенные с Запада устройства и сим-карты давали возможность передавать данные клиентов в режиме международного роуминга. Несколько лет назад операторам все же удалось договориться с министерствами и комитетами по связи - поставили небольшую коробочку к базовым станциям и вышли на корпоративный рынок. Произошло то, что должно было произойти: потребители обнаружили дорогие аппараты и запредельную стоимость обслуживания. К тому же, российским клиентам приходилось объяснять, что же это за “ягоды” и почему обслуживание по столь большим ценам лучше обычного общения по смс или электронной почте через офисные сети или Wi-Fi. К счастью, к концу 2009 года операторы мобильной связи все-таки договорились с соответствующими службами и снизили цены как на устройства, так и на их обслуживание.

Использование BlackBerry стало по-настоящему доступным. Стоимость услуги в компании “Билайн” – 300 рублей в месяц, или около 10 рублей в день (по цене примерно десяти СМС или минут разговора). В “МТС” - немногим больше (350 рублей). В эту стоимость входит неограниченный почтовый трафик на 10 общедоступных почтовых ящиков, в их числе известные всем Yandex, Yahoo!, Mail, Gmail и другие. Все остальные же услуги не стоят дороже: мобильный Интернет, разговоры, текстовые сообщения – все это по обычному тарифу пользователя.

Непосредственно линейка русифицированных устройств начинается с базовой модели BlackBerry 8800. Его можно приобрести по цене от 9000 рублей. В магазинах “Евросети” это устройство будет продаваться за 9990 руб. Другие терминалы – BlackBerry Curve 8900 за 17700 руб. и BlackBerry Bold 9000 за 21000 руб. Одновременно с покупкой смартфона абоненты получают многофункциональное почтовое решение BlackBerry Internet Service от “Билайн”.

Можно долго разговаривать о недостаточной продвинутости аппаратов Blackberry, но надо понимать, что предназначены они не для технологических гиков, а для работы. Для ежедневной, а иногда круглосуточной работы. BlackBerry 8800, например, даже не оснащен камерой. Многим может показаться сложным освоить столь маленькую клавиатуру – но на практике это занимает всего лишь несколько дней. А потом настолько привыкаешь к ней, что начинаешь печатать “вслепую”, и даже отдавать предпочтение смартфону, а не полноценному компьютеру. В Америке, например, врачи всерьез обсуждают зависимость от BlackBerry, а также его влияние на личную жизнь обладателей. Так что “черные ягоды” - не так просты на вкус!

Станислав Леонардович