Posted 18 мая 2010,, 14:06

Published 18 мая 2010,, 14:06

Modified 1 апреля, 13:50

Updated 1 апреля, 13:50

"Говорите, практикуйтесь, не бойтесь!"

18 мая 2010, 14:06
Люди, изучающие иностранный язык, сталкиваются с рядом однотипных проблем. Это стало очевидно из вопросов читателей«Росбалта», на которые ответила Галина Китайгородская — доктор педагогических наук, профессор, автор системы интенсивного обучения иностранным языкам.

Люди, изучающие иностранный язык, как правило, сталкиваются с рядом однотипных проблем. Это стало очевидно из вопросов читателей«Росбалта», которые во многом совпадали.

На них ответила Галина Китайгородская — доктор педагогических наук, профессор, директор Центра интенсивного обучения МГУ им. М.В.Ломоносова, автор метода Активизации возможностей личности и коллектива и созданной на его основе системы интенсивного обучения иностранным языкам.

Первый блок вопросов был связан с проблемой запоминания новых слов, которая становится особенно острой в зрелом возрасте. Галина Китайгородская рекомендует не нужно жаловаться на память, а развивать и тренировать ее, причем в любом возрасте. Как это делать? Говорят, что с годами способность запоминать и вспоминать слабеет. Это относится только к так называемой природной или механической памяти. И если память не тренировать, возможно, такой невеселый прогноз сбудется. Развивать способность к "фотографическому" запечатлению смысла нет.

Сильная память у того, у кого сильное мышление. Основные принципы развития памяти:
1. Запоминать информацию самыми разными способами (чем более разнообразными путями входит информация в мозг, тем прочнее она там держится и легче извлекается). Подключайте слух, зрение, движения тела, проговаривания, находите ассоциации, рифмуйте, рисуйте, пропевайте и т.д.
2. Подключать активно свое мышление. Находите главное, выделяйте части в запоминаемом материале, давайте им названия, составляйте как можно больше вопросов по материалу, объединяйте несвязанные части каким-нибудь сюжетом, находите связи нового со "старыми" знаниями и т.д.

Конечно же, важна мотивация. Интересное (или очень нужное) запоминается легко. Учитесь создавать интерес! Подумайте, зачем вам что-то запоминать, какую "пользу", в широком смысле, вы от этого можете получить?

И еще. Запоминать слова как таковые вполне бессмысленное занятие. Представьте, что вы выучили с невероятными усилиями, названия, к примеру, всех видов одежды. Поможет это вам купить вещь нужного вам размера, фасона, цвета? Вряд ли. Нужно запоминать фразы, необходимые для полноценного общения. И не зазубривать их, а представлять и разыгрывать ситуацию, где они используются.

Один из наших читателей, Валерий Иванович, также предложил свой способ запоминания слов: «Нужно составить собственный тематический словарь, по принципу снежного кома - человек, одежда, пища и т. д. Главный вывод, который я сделал для себя, заключается в следующем: для того, чтобы овладеть языком, необходимо общение».

Языковой барьер — один из наиболее беспокоящих вопросов. «Учу язык много лет - никаких успехов, говорить не могу» - приблизительно так формулируется эта проблема.

Галина Китайгородская советутет в первую очередь определиться: для чего вы учите язык? Если он нужен вам для того, чтобы смотреть фильмы, то это задача решается так: отберите 4-5 любимых фильмов. Смотрите сначала с русскими субтитрами. Зная содержание, вы сможете сопоставлять перевод и звучащую фразу (Обратите внимание, я опять говорю не слово надо вычленять, а фразу!). Работайте таким образом не более получаса. Но делайте это регулярно. Как только почувствуете, что понимать стало легче, посмотрите фильм без субтитров.

Однако чаще язык нам нужен для общения. Как справедливо отметил Валерий Иванович, «для того, чтобы овладеть языком, нужно общение». Поэтому попробуйте найти курсы, где учат именно этому, а не грамматике. Правильный выбор системы обучения – залог успеха. Немудрено, что если вы всю жизнь учили правила, а как заказать чашку кофе (черного, но с каплей горячего молока и без сахара), вам не рассказали, у вас есть ощущение тщетности предпринятых усилий.

Еще важный момент: почему, даже зная, что и как сказать, мы предпочитаем отмалчиваться. Психологический барьер мешает! И это проблема именно взрослых учащихся. «Как же так, я все умею, все могу, я состоялся и в жизни и в профессии, а сейчас я открою рот, а вдруг я скажу с ошибкой, что обо мне подумают!» Прежде всего, задумайтесь, весь мир (опустим «шестую часть суши») говорит по-английски. Вы думаете, все они говорят с оксфордским произношением, не делая ошибок! Конечно, нет. Но главной цели – осуществления коммуникации – достигают. Поэтому давайте так. Говорите, практикуйтесь, не бойтесь! Выступайте инициаторами общения, не стесняйтесь переспрашивать, уточнять информацию и помните, что даже на родном языке мы, зачастую, говорим с ошибками.

Третий блок вопросов оказался посвящен самообучению. Читатели «Росбалта» интересуются как правильно изучать язык самостоятельно, в домашних условиях.

Самостоятельное обучение требует железной самодисциплины, считает Галина Китайгородская. Подберите учебник, который соответствует цели, которую вы поставили. Внимательно ознакомьтесь с рекомендациями, которые дает автор. Неукоснительно следуйте этим советам. Нужно заниматься не менее одного часа в день: прочитать правило, сделать упражнения, проверить правильность выполнения (обычно в самоучителях есть «ключи» к упражнениям). Слушать аудиоматериалы, отвечать на вопросы. Выписывать фразы, которые можно использовать в реальном общении, придумывать самые разнообразные ситуации, где можно употребить эти фразы и разыгрывать эти ситуации, выступая и за себя и за партнера. И делать это каждый день. Однако, если вы хотите общаться на языке, вынуждена разочаровать – самостоятельно научиться общению невозможно. Ищите курсы, преподавателя, объединяйтесь в группу.

И, возможно, самый распространенный вопрос формулируется следующим образом: «Как выучить язык в сжатые сроки?».

Это можно сделать только на курсах, со специалистами, владеющими методиками краткосрочного обучения. Когда в 70е годы прошлого века я создавала свой метод Активизации возможностей личности и коллектива, я точно знала, что именно краткосрочное обучение будет наиболее востребовано. Поэтому наша система и учебники, созданные на ее основе, позволяют за 120 часов (это один уровень обучения) научиться говорить и понимать речь носителей языка в определенной сфере общения. Чем выше уровень, тем этих сфер больше. Наш центр находится в Москве, но благодаря тому, что уже больше 30 лет мы проводим стажировку для преподавателей иностранных языков по методу активизации, наши последователи работают во многих городах. В частности, был вопрос о Днепропетровске. В школе Сергея Пулина есть мои ученики, так что профессиональный подход и творческая атмосфера вам обеспечены.

И еще. Очень хочу обратиться к тем, кто живет за границей. Пожалуйста, используйте уникальную возможность, которую вам дает языковая среда. Говорите-говорите-говорите. Дружите с соседями, продавцами из ближайшей лавочки. Отправляясь за покупками, подготовьтесь. Смоделируйте ситуацию, подготовьте необходимые фразы. Не стесняйтесь тормошить знакомых: как сказать это, что значит то. Смотрите новости, слушайте радио. Активно включайтесь в жизнь, и результат не заставит себя ждать.

Подробнее познакомиться с методом Китайгородской, записаться на курсы можно на сайте www.kitaygorodskaya.ru