Posted 2 марта 2011,, 15:21

Published 2 марта 2011,, 15:21

Modified 1 апреля, 09:26

Updated 1 апреля, 09:26

Метеорит, найденный в Антарктиде, подтверждает теорию внеземного происхождения жизни

2 марта 2011, 15:21

НЬЮ-ЙОРК, 2 марта. Найденный в Антарктиде метеорит богат азотом (N), одним из главных элементов, из которых состоят живые существа, в удобной для усвоения ими форме. Это открытие ученых из университета Аризоны и Калифорнийского университета в Санта-Крузе, США, подкрепляет гипотезу о том, что возникновение жизни на Земле на заре её существования получило мощный толчок извне.

Как сообщает "Вокруг Света", метеорит Grave Nunataks 95229 (по ссылке любопытствующие могут найти его изображение и подробное описание на сайте NASA) был обнаружен в ледяной шапке нашей планеты в 1995 году.

Американским учёным досталось для изучения четыре грамма соскобленной с него пыли; этого хватило, чтобы установить высокое содержание в метеоритной породе аммиака (NH3) – лучшего источника азота для примитивнейших форм жизни, бактерий. Азот входит в состав белков и ДНК, двух важнейших органических соединений, без которых жизнь невозможна.

«Похоже, внеземные объекты доставляли на Землю как раз нужный (для развития жизни) материал», – говорит профессор Сандра Пиццарелло (Sandra Pizzarello), ведущий автор исследования. Она предполагает, что падавшие на нашу планету метеориты каким-то образом взаимодействовали с земными объектами, такими как вулканы и водоёмы, создавая жизнетворную среду – правда, как именно это происходило, пока непонятно.

В ту эпоху, когда на Земле возникла жизнь, на неё обрушился настоящий метеоритный дождь, пришедший из Пояса астероидов.

Напомним, накануне "Росбалт" цитировал статью, опубликованную The Independent, в которой также говорится, что жизнь на Земле появилась благодаря метеоритам.

На вопрос о появлении жизни на Земле ученые искали ответ в космосе, а точнее, в «строительном мусоре» — веществе метеоритов и комет, оставшемся со времен формирования Солнечной системы, поясняет автор статьи журналист Стив Коннор.

«И действительно, все больше доказательств свидетельствует в пользу того, что открытый космос — источник сырья, из которого образовались «кирпичики» жизни на Земле», — говорится в статье.

При изучении метеоритов, найденных в Антарктиде, выяснилось: под воздействием высокого давления и высоких температур эти камни выделяют аммиак — ключевой компонент первых самовоспроизводящихся молекул, на базе которых затем возникла ДНК.

Ученые поясняют, что эти метеориты сохранились в толще льда и потому менее загрязнены земными веществами, чем случилось бы при падении в другой местности.

Аммиак, выделяемый метеоритами, мог создать «пребиотические условия» на заре существования Земли — сделаться источником азота, считает руководительница исследования, профессор Аризонского университета Сандра Пиццарелло.

«Эксперименты также показали: азот, который содержится в аммиаке, выделяемом метеоритами, состоит из необычных изотопов. Это говорит в пользу его внеземного происхождения», — пишет издание.

Изучая окаменелости-микроорганизмы в древних породах, ученые ранее обнаружили, что жизнь существовала на Земле как минимум 3,5 млрд лет назад. «Но о периоде зарождения жизни мало что известно — мы знаем лишь, что условия были, вероятно, очень негостеприимные. Землю облучали ультрафиолетовые лучи, быстро разрушающие органические молекулы, и бомбардировали метеориты в период 4,5-3,8 млрд лет тому назад», — пишет издание.

Но, возможно, именно метеориты заносили на Землю сравнительно хрупкие органические молекулы.

«Более ранние исследования уже подтвердили, что метеориты содержат разнообразные органические молекулы, например, аминокислоты, из которых состоят белки — компоненты ДНК», — пишет газета. Но теперь впервые доказано, что метеорит мог быть источником достаточного количества аммиака, заметила Кэролайн Смит из лондонского Музея естественной истории.

По оценкам ученых, в наше время на Землю ежегодно падают 40-60 тыс. тонн метеоритов и прочего космического мусора, а 4 млрд лет тому назад их падало намного больше.

Большие споры вызывает марсианский метеорит ALH 84001, обнаруженный в 1984 году в Аллан-Хиллз в Антарктике. В 1996 году ученые NASA заявили, что он содержит окаменевшие останки микробов, возможно, внеземного происхождения.