Posted 10 сентября 2011,, 06:00
Published 10 сентября 2011,, 06:00
Modified 1 апреля, 05:21
Updated 1 апреля, 05:21
Накануне открытия в Петербурге международного фестиваля рисованных историй Бумсфест корреспонденту «Росбалт-Стиль жизни» удалось взглянуть на первую экспозицию, а также пообщаться с директором фестиваля Дмитрием Яковлевым и специальным гостем Мартином том Диком, одним из интереснейших художников Германии.
В нескольких залах Библиотеки книжной графики в аккуратных рамках под стеклом расположились самые разнообразные комиксы. Здесь и мрачноватые черно-белые истории с глубоким смыслом, которые хочется подолгу разглядывать, и красочные, мультикоподобные рисунки с забавными персонажами.
В одном из залов Мартин том Дик проводит мастер-класс для петербургских художников. Около пятнадцати человек, склонившись над столами, старательно работают над тем, что в итоге превратиться в отдельную экспозицию. По задумке проекта, «Монтаж истории» - результаты мастер-класса - будут представлены публике.
Мартин работает в жанре рисованных историй уже давно, и рассказывает, что у него нет определенных тем, которые он освещал бы в своем творчестве. Для него наиболее интересной является как раз форма исполнения, а не содержание.
«Получив новую тему, будь то актуальная проблема, историческая реконструкция или что-то гораздо более специфическое, я изучаю ее, исследую, создавая рисунки», - рассказывает художник.
На вопрос, можно ли считать создание комиксов направлением современного искусства, Мартин задумчиво отвечает: «По-моему границу между искусством и «неискусством» проводят не сами художники, а коллекционеры и искусствоведы. Не знаю, можно ли отнести комиксы к современному искусству, но они совершенно точно повлияли на его развитие. В жанре поп-арт это особенно прослеживается. Некоторые художники были поклонниками комиксов. Говорят, даже Пикассо. Я же просто делаю то, что мне нравится, для меня это не работа, а страсть».
Мартин в Петербурге впервые. Одна из его работ представлена на выставке «Comics, Manga & Co – новая немецкая комикс-культура», которой откроется сегодня Бумфест.
Дмитрий Яковлев, директор фестиваля, рассказывает о концепции выставки: «Это лучшее из творчества современных немецких художников, работающих в жанре рисованных историй. Экспозиция была собрана институтом Гете в Германии в прошлом году, и уже успела побывать в нескольких странах».
- А как родилась идея создания столь необычного для России мероприятия - фестиваля комиксов? Все-таки у нас в стране они не особенно популярны.
- Примерно восемь лет назад я заинтересовался культурой комиксов, пришел к ним через французскую литературу. Во Франции комиксы очень популярны, это часть национальной культуры. Там издается огромное количество самых разнообразных книг – от мэйнстрима до редких авторских комиксов.
Мне захотелось, чтобы эти работы выходили и на русском языке. И чтобы познакомить российскую публику с культурой комиксов в целом, мы решили организовать первый фестиваль.
- Что такое комикс вообще? Это отдельное направление в искусстве? Это ближе к литературе или к рисованию? О чем это?
Вообще, слово «комикс» - это американизм, мы стараемся заменять его русским словосочетанием «рисованная история». На самом деле, это еще один способ рассказывать историю, такой же, как литература, кино или театр.
- И как такую форму рассказа воспринимает российская публика, насколько популярны комиксы в нашей стране?
За последние годы произошли определенные подвижки. Хотя нужно заметить, что на российском рынке представлены, в основном, азиатские комиксы – японские, корейские и китайские. Они издаются довольно крупными тиражами, порядка 8 тысяч экземпляров, и хорошо раскупаются.
Мы на нашем фестивале хотим познакомить публику также с работами западных художников.
- А есть ли российские художники, которые работают в этом жанре?
Разумеется. Но дело в том, что многие из них стараются копировать заграничных авторов и не имеют собственного стиля.
Хотя, например, в этом году мы представим выставку работ художника Николая Радлова «Рассказы в картинках».
Эта книга впервые вышла в СССР еще в 1938 году, а потом много раз переиздавалась огромными тиражами.
Это как раз послужило толчком к тому, чтобы включить подобную выставку в программу фестиваля.
- Насколько комиксы серьезны? Многие говорят, что это облегченная версия чтения – просматриваешь картинки, и все. Несколько отупляет.
Безусловно, есть масса комиксов с небольшой смысловой нагрузкой. Эта так называемая жвачка, которая есть и в литературе, и в кинематографе. И точно так же, как в этих жанрах, среди рисованных историй есть и авторские работы, своего рода арт-хаус.
Однажды один из комиксов был даже награжден Пулитцеровской премией. Это графический роман американского автора Арта Шпигельмана «Maus», история о холокосте. Отец рассказывает сыну о том, как ему удалось пережить Освенцим.
Это означает, что комикс признан мировым литературным сообществом как достаточно серьезная форма рассказа.
Насчет отупления, кстати, есть интересный факт – научно доказано, что просмотр комиксов стимулирует активную работу сразу двух полушарий головного мозга, поскольку воспринимаются одновременно и картина, и текст.
- Какие мероприятия грядущего фестиваля считаете наиболее интересными?
Один из самых интересных проектов, на мой взгляд, это конференция «Комиксы и публичные библиотеки», которая состоится 23 сентября. Мы приглашаем зарубежных специалистов, чтобы они могли поделиться опытом с петербургскими представителями библиотек. Дело в том, что в публичных библиотеках западных стран существуют специальные отделы, посвященные комиксам. В России к данному жанру относятся пока настороженно, мы хотим это изменить.
Также интересное событие фестиваля – премьерный показ одного из последних короткометражных фильмов французского режиссера Мишеля Гондри, который он сделал совместно с культовой канадской художницей андеграундных комиксов Жюли Дюсет, которая приедет к нам на фестиваль. Будем смотреть фильм и беседовать.
Фестиваль официально откроется сегодня в 17:00, вход на мероприятия свободный, а все подробности можно уточнить на официальном сайте Бумфеста.
Мария Лепетюхина