Posted 31 октября 2011,, 12:59

Published 31 октября 2011,, 12:59

Modified 1 апреля, 04:21

Updated 1 апреля, 04:21

Станет ли Черногория новым Монако?

31 октября 2011, 12:59
Черногория славится своей природой. Однако для многих туристов она теряет привлекательность из-за отсутствия внимания со стороны местных властей к вопросам экологии и соблюдения чистоты на курортах.

Черногория уже давно не нуждается в особом представлении – за последние годы из неизвестной маленькой горной страны, появившейся на политической карте мира после распада Югославии, для тысяч россиян со средним достатком она превратилась едва ли не в туристическую Мекку.

Примостившись, словно ласточкино гнездо, на Адриатическом побережье как раз напротив Италии, древняя страна Зета за пять лет после обретения независимости медленно, но настойчиво движется в будущее, обретая местами признаки туристической восково-молочной спелости. Когда-то про Черногорию восхищенно писал еще английский поэт лорд Байрон, в свое время здесь ступала нога российских царей и православных патриархов, а легендарный Высоцкий даже готов был назвать страну черных гор своей родиной, «если б не было России».

Мониторинг западной прессы за последний год позволяет сделать удивительное открытие: многие страны в мире не только нашли для себя Черногорию как прекрасное место для отдыха, но и предрекают ей особое будущее – ни много ни мало нового Монако. После международной туристической ярмарки в Милане список самых привлекательных для туристов в 2011 году стран, который составил журнал «Il sole 24 ore», изучив отзывы посетителей, неожиданно возглавила Черногория. (Ярмарку в начале года посетили около 200 тыс. человек.) Итальянские медиа особо советовали туристам наведаться в такие города-жемчужины на Адриатическом побережье, что напротив итальянского «сапожка», как Котор и Герцег-Нови в Бока-Которском заливе. Но все похвалы превзошел остров-гостиница, как назвали его туристы, Свети Стефан. Итальянцы рекомендовали посетить также не менее впечатляющие места и в глубине страны - в частности, каньон Тара, государственные парки и заповедники, озера. В список «изюминок» попал и полуостров Луштица, где до сих пор мало ступала нога человека.

По оценкам сразу нескольких международных изданий, Бока-Которский залив признан одним из самых впечатляющих не только в Европе, но и в мире. Причем бразильское интернет-издание (сайт «Любители дикой природы») отдал черногорскому заливу первое место. Оно отмечает, что Бока-Которский залив - самый большой на юге Европы, его площадь – около 90 квадратных километров. Особенно поражают бразильцев панорамные виды с прибрежных гор на залив, а также наоборот – со стороны самого залива – на череду гор, «горами же обвитых». По мнению бразильского издания, Бока-Которская бухта оставляет после себя такие известные всемирные жемчужины как Кабо Верде, Морбиан во Франции, Коан Хуа во Вьетнаме, Карфаген в Колумбии, Тадуссак в Канаде и бразильскую Санта-Катарину.

Но особо впечатлились Черногорией бритты. По мнению их старейшего журнала «Телеграф», она входит в число четырех самых интересных для путешествий стран мира, которые следовало бы посетить. Компанию ей составили такие экзотические места как Занзибар, Уругвай и Тасмания (остров на краю света – в Австралии). Главной черногорской «фишкой», по мнению бриттов, является пока еще нетронутая природа Адриатики, первозданность ее гор, речных каньонов и озер. Подобные рекомендации выдал на 2011 год своим читателям и известный британский журнал «Conde Nast Traveller», рекомендовав туристам непременно посетить Черногорию.

Британцы отметили доброжелательную атмосферу в стране по отношению к иностранцам, много зелени, цветов, а также – «тишину и умиротворение, которые нарушают только птицы». Отметив некую «девственность страны», ее экологию, чистые воду и продукты (по невысоким ценам), бритты посоветовали лучше всего приезжать туда в июне и сентябре. Именно в это время, по их наблюдениям, здесь самая комфортная погода и нет столпотворения ни людей, ни яхт.

Однако, видимо, самой «крутой» рекламой для Черногории остаются сообщения в мировой печати о том, что сюда приезжают отдыхать или отмечать какие-то значимые события своей жизни (свадьбы, медовый месяц, дни рождения и т.д.) известные люди. Это становится событием не только для тех, кто заглядывает в очаровательный уголок адриатической Европы, но и для самих черногорцев, местных жителей. (Ведь еще пять лет назад многие из тех, кто пас в горах овец, и представить себе не могли, что есть другая, столь отличная жизнь.)

Одним из таких событий для Черногории стало сообщение английской газеты «Дэйли Мейл», что 12 июня в яхтинг-комплексе «Порто Монтенегро» собирается отметить свое 40-летие всемирно известный банкир, мультимиллионер лорд Нэт Ротшильд. На это празднество в Тиват, где предполагается построить международный элитный курорт, съехались сотни гостей: друзья лорда - банкиры и предприниматели, известные политики, знаменитости из мира искусства. Маленький аэропорт Тивата еще ни разу не принимал столько частных самолетов, а местная марина – шикарных яхт. Как отмечали позже газеты, именно в день рождения магната Ротшильда был презентован амбициозный международный проект «Монако в Черногории».

Однако следует отметить, что почти все международные медиа, акцентирующие внимание на своеобразии и великолепии черногорской природы и погоды, начав, как говорится, за здравие, кончают за упокой, указывая и на другое - неразвитость инфраструктуры и туристических услуг. Хотя, справедливости ради, надо признать, что за последние годы в Черногории многое сделано для ее создания, повышения уровня сервиса. Однако, судя по реалиям, до нового Монако здесь еще далеко.

В Черногории по-прежнему катастрофически не хватает современных комфортных отелей с приемлемыми для среднего класса ценами. (Ведь в массе, несмотря на заявления некоторых официальных лиц об ориентации на богатых клиентов, «погоду» делают здесь потоки туристов среднего или даже ниже среднего достатка.)

Для тех, кто давно уже ездит в Черногорию или даже купил «домик в деревне» либо квартирку на побережье, наряду с красотами природы обнажилось и другое: ее экология не так уж и стопроцентно экологична, как об этом пишут в туристических прописях, зазывая охочих до путешествий. Главная напасть, которую все еще никак не могут одолеть власти, хотя в помощь подключился даже Европейский союз, - это канализационные стоки в море. Очистных сооружений вдоль побережья почти нет, их только начинают строить. Любители променадов по, например, набережной города Герцег Нови отмечают перемежающуюся то и дело с запахом моря вонь канализации.

Еще одна неприятная местная традиция: в конце сезона сотрудники отелей чистят прямо на пляжах химическими моющими средствами ковры и паласы, спуская всю грязную воду и пену в море. (Подобное в начале сентября сего года наблюдалось возле отеля «Савина», что в Герцег Нови, – взрослые тети и дяди смывали всю грязь с химическими реагентами прямо в Бока-Которский залив, а рядом купались дети и их родители – местные и постояльцы гостиницы.)

Раздражает приехавших на отдых (и тех, что навсегда) также и медленно убывающая на многих пляжах и периферийных улицах (в городах в центре достаточно чисто) грязь - обрывки целлофана, пластиковые бутылки, другой мусор. Видимо, такая среда обитания не от недостатка в коммунальных службах метел и пылесосов, а прежде всего от ментальности населения. Особенно удручает прямо-таки непролазная грязь вокруг и на знаменитой Великой плаже, что в Ульцине (рядом с албанской границей.) По сообщениям местной печати, эти уникальные километры черных песков несколько лет назад собирался купить российский олигарх Абрамович, однако власти их не продают, считая национальным достоянием страны. Так же не повезло и арабским шейхам. А с их арендой для приведения в порядок пока никто не спешит.

Иногда поражает картинка: женщины и дети загорают рядом с кучами мусора – им это не кажется отвратительным или некомфортным. Для многих западных и российских туристов именно из-за подобной «экологии» среды первая поездка в Черногорию становится и последней – даже природные красоты не могут перевесить этот негатив.

Однако все же большинство приехавших впервые очаровываются красотами черногорских заливов Адриатического моря и возвращаются еще и еще. По данным статистического управления страны, в августе этого года в Черногории отдыхали более 455 тысяч туристов. Это примерно на 5,3% больше, чем в прошлом году. А такой показатель как число ночевок вырос по сравнению с прошлым годом более чем на 12% и составил почти 3 млн 557 тысяч. С января по август в Черногории отдыхали более 1 102 000 туристов - это почти на 10% больше, чем за такой же период прошлого года. Почти половина всего потока иностранных туристов в Черногории составляют сербы - 27,9%. Россияне занимают почетное второе место - 20,3%. В последние годы невооруженным, как говорится, взглядом видно сокращение европейских туристов. (Американцев – просто единицы.)

Известно, что официально курортный сезон в Черногории начинается с 1 июля и заканчивается 31 августа, то есть длится всего два месяца. Что, на самом деле, не может не казаться странным. Ведь наши соотечественники купаться здесь начинают уже в апреле-мае, а заканчивают – в октябре. И на этом фоне, по крайней мере, странно выглядит руководство профильных туристических учреждений, по старинке считающее, видимо, это нормой. Ведь во всем мире существует такое понятие как «бархатный сезон», который и приходится именно на сентябрь-октябрь. Это время, когда спадают несусветная жара (прошедшим летом в Черногории зашкаливало за 40 градусов), а также – бурные потоки туристов. И этими двумя факторами можно насладиться в полной мере тем, кто любит быть на море именно в сентябре.

Однако в Черногории, похоже, пока не на всех уровнях понимают выгоду для страны от раннего начала и позднего завершения морского курортного сезона. В мае все пляжи здесь, как правило, еще пребывают в замусоренном состоянии, большинство точек общепита - закрыты. А уже во второй декаде сентября здесь сворачивается вся прибрежно-курортная турдеятельность. В начале октября, когда вода еще +22 градуса, а на солнце днем +25, - пляжи, как правило, абсолютно пустынны и почти все кафешки на набережных закрыты. Экономика, таким образом, недополучает доход в казну.

Видимо, одних описаний красот страны в иностранных СМИ уже недостаточно для привлечения новых туристов вне официального сезона. Здесь требуется более пристальный интерес со стороны государства – причем во все времена года. Иначе красоты Черногории рискуют пасть жертвой конкурентов. Первый звонок, кажется, уже прозвенел: по сообщениям черногорской печати, в этом году соседняя Албания побила все рекорды по числу принятых туристов, превзойдя показатель Черногории в несколько раз.

Алла Ярошинская