Posted 5 мая 2012,, 20:30

Published 5 мая 2012,, 20:30

Modified 1 апреля, 01:28

Updated 1 апреля, 01:28

Михаил Лавровский: Между балетом и шоу-бизнесом

5 мая 2012, 20:30
Балет давно стал таким же эксклюзивным отечественным экспортным «продуктом», как черная икра. В каком состоянии сегодня находится современное балетное искусство, рассказывает звезда Большого театра, народный артист СССР Михаил Лавровский.

Балет, пожалуй, единственная область, куда не проникло влияние западной культуры, а если и проникло, то было синтезировано и адаптировано под классические каноны традиционного русского балета. В каком состоянии находится современное балетное искусство, рассказывает звезда Большого театра, на сцене которого он свыше двадцати лет танцевал партии Спартака, Зигфрида, Ромео, Алберта, Фрондосо и др., народный артист СССР, Михаил Лавровский.


- Большой театр открылся после реконструкции. Теперь он полностью отвечает всем требованиям и задачам, которые могут быть поставлены режиссерами. А насколько популярно сейчас классическое балетное и оперное искусство?

- Настоящее классическое оперное и балетное искусство, это искусство «большого дыхания», подобно красоте, разуму, высокому чувству, никогда не сможет потерять интерес зрителя. Большой театр, как никакой другой, предназначен для масштабных классических «полотен», как в балете, так и в опере, и весь мир ждет от него именно этого. Разумеется, «новое слово в искусстве» необходимо, но на данной сцене оно должно быть представлено лишь профессионалами, в разумных пропорциях.

- Известно, что балет - огромный физический труд, и детей в балетные школы отдают в очень раннем возрасте. Много ли детей приводят родители в балетные школы?

В балетные школы, как и прежде, каждый год приводят детей, как всегда, девочек приходит больше, чем мальчиков. Однако поступающих в серьезные балетные институты, как и раньше, ждет жесткий отбор и сложные экзамены.

- Есть ли в современном российском балете танцоры уровня Улановой, Плисецкой, Дудинского, Васильева и Барышникова? И если они все-таки есть, почему эти имена не на слуху?

- Безусловно, в Большом театре и сегодня есть замечательные артисты. Но складывается впечатление, что руководство страны более не интересует классическое искусство, потому и артисты эти не известны широкой публике. Современная пропаганда посредственностей, эстрадных артистов «средних регистров» сегодня определяет вкус публики. Примитивное, к сожалению, всегда доступнее, легче и дешевле, в конечном итоге.

- Современный русский балет живет по законам классического театра или шоу-бизнеса?

- Разумеется, по законам шоу-бизнеса; иначе ему не выжить и не удержаться перед зрителем. Время диктует свои правила и надо учиться подстраиваться под него.

- Что для артиста балета важнее: профессиональные достижения или слава любой ценой?

- Мне трудно сказать про ценности современных артистов: в мое время главным был престиж творчества, а сейчас, как я понимаю, - престиж материальных благ. Но эта тенденция заметна не только в балете, теперь это развито повсеместно.

- Ограничиваете ли вы своих учеников в плане их самостоятельной активности на поприще шоу-бизнеса?

- Я никогда не ограничиваю учеников, поскольку им жить; но в качестве совета высказываю свой взгляд на искусство, а уж они сами выберут свой путь.

- Как обстоят дела с эмиграцией артистов или, может быть, наоборот – с притоком иностранцев в труппу Большого? Какие тенденции можно выделить?

- В том случае, если у артиста нет необходимых для продвижения его карьеры связей, самое правильное – это найти работу за рубежом. Так поступают многие. К нам также приезжают танцовщики из-за границы, но мало кто среди них достиг уровня Большого театра. Не секрет, что русская классическая балетная школа и по сей день является самой высокой по уровню подготовки.

- О чем мечтают ваши ученики? О карьере в России или на Западе?

- Любой настоящий танцовщик со здоровым честолюбием мечтает о признании своего таланта, не важно - в России или на Западе. Строить успешную карьеру одинаково сложно и здесь, и там.

- Каков уровень жизни современного артиста балета. Если сравнивать со временами СССР: он вырос или снизился?

- Уровень материальной жизни вырос колоссально, практически заслонив собой все духовное начало. И необходимо понимать, что артист балета не может вести тот богемный образ жизни, который свойственен звездам шоу-бизнеса. Иначе можно забыть о графике, здоровом питании и репетициях. Балет требует от человека гораздо больше сил, чем можно себе это представить. Это изнурительный труд и огромная внутренняя сила. А соблазны, которые открываются перед современными артистами, конечно, многих привели к потере понимания истинной составляющей балетного искусства. К счастью, есть еще исключения.

- Артисты балета очень рано выходят на пенсию, 38 лет - критический возраст для танцоров. Есть ли у них какие-то социальные гарантии, льготы? Чем вообще занимаются артисты, выходя на пенсию?

- Никаких гарантий нет. И, разумеется, те, кто не потрудился получить высшее или какое-либо второе образование, вынуждены искать работу. Повезет тому, кто найдет ее за границей, там ему гарантируют относительную стабильность.

- Чем сейчас занимается великий русский танцовщик, хореограф и педагог Большого театра Михаил Лавровский?

- Я с удовольствием и много работаю, поскольку иначе жить не умею. Сегодня являюсь художественным руководителем Московской Государственной академии хореографии (МГАХ), профессором балетмейстерского факультета ГИТИСа, художественным руководителем балетной школы им. Леонида Лавровского, заведующим кафедры факультета хореографии института Русского театра (ИРТ), и, разумеется, педагогом-репетитором Большого театра.

- Для чего создавались «Лаборатории Лавровских»?

- «Лаборатории Лавровских» были созданы с целью постановок на сцене новых дрампластических спектаклей с включением вокала и декламации, спектаклей, отвечающих запросам современности, к чему влечет и меня и сына.

- Чем занимаются ваши дети? Пошли ли они по стопам родителей?

- И дочь, и сын лишь отчасти пошли по моим стопам. Как и я, оба окончили московский ГИТИС, однако разные факультеты: дочь – театральный критик, сын – драматический артист по первому образованию, драматург – по второму. Следом за ГИТИС он окончил московский Литературный институт.

- В итоге ваш сын Леонид стал режиссером, как вы относитесь к этому?

- Я считаю, что у Леонида есть все данные для того, чтобы быть режиссером, в этом он пошел в своего деда, Леонида Лавровского, в честь которого его и назвали. Надеюсь, с Божьей помощью, он сможет раскрыться в своем творчестве.

- Участвуете ли вы в его проекте?

- В его персональных работах я участвую лишь как консультант хореографических сцен, если таковые присутствуют в спектакле. Например, сейчас мы работаем над спектаклем по произведению Игоря Стравинского «История Солдата». Леонид выступил в ней в качестве режиссера-постановщика и также исполняет одну из главных ролей в этом действе.

Леонид Лавровский. "История Солдата"

- Действе?

- Именно. Театральное действо. «История Солдата» - это синтез всех театральных выразителей, каждый из которых отвечает за свою часть общей картины спектакля. Совместно с театром-студией ИРТ мы создали спектакль-действо, в котором не будет условных рамок, какого-либо определенного театрального жанра. Это синтез современного балета, драматического театра, кино, симфонической музыки и даже поп-арта.

- Классика обрела новую форму?

- Однозначно. Это не история солдата, не история человека, вернувшегося с войны, это история каждого из нас.

Солдатом может быть кто угодно – студент, ученый, актер, потому что человек каждый день ведет борьбу, и, в первую очередь, борьбу с самим собой, со своей слабостью и со своими пороками. Это спектакль о том, что такое счастье, о том, что есть истинное и что второстепенное. Он наполнен танцем, юмором, страстью к новаторству. Один только язык пластики «Истории Солдата» – это смелое сочетание народной, классической и современной хореографии.

Балетные партии исполняют артисты Большого театра Антон Савичев и Арсен Каракозов. Арсен, кстати, выступил и в качестве хореографа постановки.

Кроме этого, все действо проходит под аккомпанемент Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнева и оркестра Большого театра России. Возглавляет музыкальную часть лауреат международных конкурсов, дирижер Большого театра и симфонического оркестра им. Светланова – Алексей Богорад.

- Балет, симфонический оркестр и драма на одной сцене театра-студии ИРТ на Раушской?

- Совершенно верно. Молодые люди теперь очень остро чувствуют ритм жизни, понимают тенденции сегодняшнего театра, и, уважая авторов произведения, оставляя оригинальную музыку и текст, все же хотят экспериментировать.

Беседовала Елена Волина