Posted 2 ноября 2012,, 07:00

Published 2 ноября 2012,, 07:00

Modified 31 марта, 22:40

Updated 31 марта, 22:40

Гала: рядом с Дали

2 ноября 2012, 07:00
Елена Дьяконова, более изестная как Гала, была музой великого Сальвадора Дали. Но представляется, что суть ее жизни не только в этом. Она была главным режиссером его жизненного спектакля. С этой точки зрения творчество Дали – гимн женщине. Женщине из России, без которой всемирный успех художника вряд ли бы состоялся.

Каждый год все больше россиян выбирают местом своего отдыха Испанию. Туриндустрия предлагает самый удобный в транспортном отношении регион - Каталонию и ее курорты - Коста Брава и Коста Дорада.

Но и там излюбленным или наиболее раскрученными являются определенные «русские» точки: Салу, Льорет дель Мар, откуда самые продвинутые туристы едут на осмотр достопримечательностей Барселоны и ее окрестностей.

Часто туроператоры предлагают посетить и, так называемый, «треугольник Дали»: Фигерас - Порт Льигат - Пуболь. Там расположены музеи Сальвадора Дали. Это, прежде всего, Театр-музей в Фигерасе, музей в Порт Льегате, и, наконец, Замок Гала в Пуболе.

Все эти музеи поддерживаются Фондом Сальвадор Дали-Гала, который занимается продвижением идей Дали, следит за его наследием, занимается научной и просветительской деятельностью.

Главным музеем «треугольника» является «театр-музей» в Фигерасе, где наиболее полным образом представлены произведения каталонского гения. Именно там он и похоронен. Толпы возбужденных туристов из различных стран, осматривая произведения мастера, фактически прохаживаются по его склепу, и понимают это только в конце задуманной Дали программы. Если понимают!

Даже после смерти художник остался верен себе: это пренебрежение властью денег и ненависть к обществу потребления, к которому так быстро и неумолимо продвигается и Россия.

Жизнь Дали - это гигантский спектакль о презрении к человеческой алчности, порочности и властолюбию. Эти цитаты можно обнаружить практически в любом произведении Дали зрелого периода, в его переписке, книгах, произведениях и предметах, окружавших его.

Дали намного десятилетий опередил развитие компьютерных технологий и трехмерных изображений 3D. Причем эта «трехмерность» касается не только изображений, но и исторических процессов и, самое главное, человеческой природы. Водовороты образов выстроены так, что, в принципе, можно «подсмотреть» и провал коммунизма, и моральное разложение долларового Запада, и экономический рост Востока.

Однажды мэр Фигераса попросил Дали подарить городу картину. Тот подарил целый музей.

Гала же он преподнес замок в Пуболе - идеальный мир существования в различных измерениях от простого сельского пейзажа, открывающегося с террассы до воплощенной в металле музыки Вагнера - одного из любимых композиторов Гала.

Туда Дали привез через горные перевалы по серпантину мертвую супругу, усадив ее на сиденье Кадиллака с номерами княжества Монако, чтобы похоронить в замке, построенном именно для нее - русской женщины Елены Дьяконовой.

Музей нюансов - так следовало бы назвать Пуболь: картины, фотографии, сундук с любимыми пластинками, среди которых мы видим произведения Стравинского и Прокофьева; платье, выполненное в стиле «а ла русская царевна»,мебель: например, стол на ногах страуса, монументальные работы в чертогах «говорящего» парка,.

Гала ненавидела отопительные батареи, и они были замаскированы, зато Дали преподнес картину их изображающую, и она заняла достойное место в ее доме. Связанность эпох и людей, которые создают эпохи - один из самых привлекательных аспектов жизни и творчества этих людей со всеми парадоксами и странностями, неумолимыми перипетиями.

Елена Дьяконова училась в московской гимназии Брюхоненко вместе с Анастасией Цветаевой, сестрой Марины. Потом одна из гимназисток уехала во Францию, вышла замуж за французского поэта Поля Элюара, а затем стала женой Дали и была обречена на жизнь в ареале сюрреализма. Другая же, Анастасия, - на ссылку и поселение в Сибири по сталинскому приговору. Неравные судьбы разновеликих, но очень талантливых женщин.

Гала, как и Дали, вела обширную переписку с различными деятелями культуры: Лоркой, Цвейгом, Висконти, Дзеффирелли. Фактически флюиды этих отношений доходят и до сегодняшней России и Санкт-Петербурга.

Так, например, знаменитый итальянский режиссер Ф. Дзеффирелли в 1982 году впервые снял на Западе фильм с участием советской оперной звезды и будущего Героя Социалистического труда, Елены Образцовой, которую и сейчас обожают в Санкт-Петербурге.

В фильме-опере Дзеффирелли она спела и сыграла Сантуццу из «Сельской чести» Масканьи.

Примечательно, что свою первую международную награду Образцова получила именно в Каталонии на конкурсе вокалистов Ф. Виньяса (1970). Все связано со всем.

Конечно, широко известно, что Гала была музой Дали. Большинство самых важных его работ содержат образы «Мадонны из Порт Льигата» - так назвал Дали обширную выставку, посвященную ей.

Но представляется, что суть ее жизни не только в этом, а скорее в руководстве коммерческой и общественной составляющей творчества Дали. Она была его главным менеджером и режиссером его жизненного спектакля. С этой точки зрения творчество Дали – гимн женщине и, заметим, женщине из России, без которой всемирный успех художника вряд ли бы состоялся.

Андрей Ланкинен, центр испанского языка HispaLocuS

Присоединяйтесь к "Стиль жизни" ВКонтакте и Facebook