Posted 7 сентября 2013,, 09:35
Published 7 сентября 2013,, 09:35
Modified 30 января, 17:58
Updated 30 января, 17:58
Сколько времени проводите на работе вы? Обычный горожанин отдает службе едва ли не половину своей жизни. При этом из окон офиса не всегда заметна ухудшающаяся экологическая обстановка и истощение ресурсов, а вот изменение качества воды, воздуха и пищи вы чувствуете на себе каждый день.
Что же предпринять в такой ситуации? Как сделать безопасным не только свой дом, но и рабочее место?
О набирающих сегодня популярность «зеленых» офисах, где все подчинено экологичным принципам, мы расскажем в рамках совместного проекта с журналом «Натур продукт».
Добро пожаловать в новый мир!
Офис начинается … с HR
Экоофис – это пространство, организованное с заботой о людях, в нем работающих. Уже на этапе собеседования вы заметите, что в «зеленом» офисе все устроено как-то иначе. Помимо стандартных документов, менеджер по персоналу выдаст соискателю брошюру под названием «Зеленая политика компании», где отражены все принципы и технологии, по которым офис стремится жить.
HR-менеджер обязательно расскажет, как компания «позеленела», и что это дало ее сотрудникам: атмосфера стала более живой, энергия забурлила, а эффективность бизнеса повысилась в разы.
После экскурсии по офису с пояснением «зеленых» особенностей компании ситуация станет более понятной, и вы найдете такой подход к работе вполне разумным, увидите не экофанатиков и не «зеленеющих» ради пиара людей, а вполне адекватных товарищей, меняющих мир вокруг себя.
Если вы и сами являетесь сторонником «зеленого» образа жизни, то о такой работе можно только мечтать. Если нет, но вам интересно попробовать, – вот он, шанс. Стоит смело приступать к выполнению обязанностей на новом месте и познанию экологичных принципов существования, многие из которых наверняка потом войдут в привычку.
Постепенно увлеченность компании экотемой станет понятной и важной. Так «зеленая» корпоративная культура расширяет границы сознания, делая человека звеном единой биосистемы, где все взаимосвязано.
По статистике, на большие офисные здания приходится 40% мирового потребления энергии, 70% потребления электричества и, как следствие, – 30% выбросов углекислого газа в атмосферу.
Когда офис становится экологичным, это затрагивает буквально все аспекты его существования. Условно их можно разделить на рабочие, бытовые и ресурсосберегающие. Первые предусматривают экологизацию непосредственно рабочего процесса, вторые делают пребывание в офисе максимально комфортным для сотрудников, а третьи – ресурсосберегающие – говорят сами за себя. Но – все по порядку.
Работаем экологично
В экоофисе максимально используется дистанционное общение (электронная почта, IP-телефония, видео и Skype-конференции и т.д.) для снижения количества переездов и перелетов. Здесь внедрена система электронного документооборота (СRM-система), чтобы не тратить ресурсы на печать писем, документов, отчетов.
Для принтеров используются только многоразовые картриджи. Пустые картриджи отправляются на повторную заправку или переработку.
Понятно, что печатать на бумаге в офисе все равно необходимо. Но при этом применяются настройки принтера, позволяющие рационально использовать бумагу: двухсторонняя печать, печать на черновиках, режим «печать буклета».
При изготовлении рекламной продукции предпочтение отдается электронным и web-форматам. Если что-то печатается в типографиях, то на FSС-бумаге, либо на бумаге из вторсырья, без использования хлора.
Кстати, такая бумага не намного дороже обычной. По белизне и плотности она идеально подходит для офисной техники. Именно ее выбирают «зеленые» офисы.
Далее – канцелярия. Здесь подход минималистичный – только то, что действительно нужно. Ручки – из переработанной бумаги, со сменными стержнями, папки, степлеры – из переработанного пластика.
«Зеленый» быт офиса
Теперь расскажем о личном пространстве в экоофисе и о том, как устроен быт его сотрудников.
У каждого здесь есть рабочий стол, с эргономичным офисным креслом и растением в горшке, уход за которым входит в обязанности сотрудника. В «зеленом» офисе запрещено пользоваться одноразовой посудой – несите любимую кружку из дома. За кофе и чаем все ходят в специальную food-зону, где есть металлические ложки и вилки.
И еще одно эконовшество – отсутствие чайных пакетиков, ибо это избыточная трата бумаги, и их нельзя переработать, да и качество пакетированного чая почти всегда ниже, чем листового.
Листовой чай заваривается в нескольких больших чайниках, горячая вода с утра заливается в пятилитровые термосы, есть она и в кулерах.
Посудомоечная машина всегда готова принять новую порцию посуды – при полной загрузке и органических моющих таблетках это более экологично (используется всего 20 литров воды).
В экоофисе почти нет привычных пластиковых пакетов – их заменяют фирменные тканевые сумки с логотипом компании, которые есть у всех сотрудников.
Примечательно, что урровень потребления обществом полиэтиленовых пакетов оценивается более чем в 500 млрд. в год, это почти 1 млн в минуту.
В экоофисе есть и свое кафе, куда закупаются продукты местного производства (для уменьшения транспортного следа) у натуральных фермерских хозяйств (без химикатов и пестицидов), молочные продукты провозятся в возвратной стеклянной и многоразовой пластиковой таре.
Большое значение придается безопасности моющих средств. Предпочтение отдаётся только экомаркированным торговым маркам. Они не вызывают аллергию и абсолютно безвредны для кожи рук.
Туалет – также часть экоофиса. Туалетная бумага закупается из вторсырья (макулатуры) или неотбеленной бумаги, без ароматизаторов. Не используются аэрозольные и автоматические освежители воздуха, для этого в туалетах и душевых применяются средства на натуральной основе.
Вода и электричество: полезные привычки
После окончания рабочего дня экоофис погружается в темноту – все электрооборудование выключено, горит только необходимое освещение. В течение дня для всей офисной техники используется функция энергосберегающего режима. Время простоя перед переходом монитора в режим экономии – 15 минут, перед переходом в «спящий режим» – 30 минут. Но можно выставить и более короткий период, например, 10 и 20 минут соответственно.
Система вентиляции и кондиционирования включается при необходимости, можно использовать только естественную вентиляцию. Если в офисе установлены кондиционеры локального действия, обеспечивается их автоматическое выключение при достижении нужной температуры воздуха. Фильтры кондиционеров и системы вентиляции регулярно очищаются.
Освещение в местах общего пользования (холл, лестница, коридор, туалет и пр.) – может быть естественным или зависеть от присутствия человека – для этого применяются датчики движения, таймеры. Это позволяет экономить до 20% электроэнергии.
По мере выхода из строя лампы накаливания заменяются энергосберегающими, причем предпочтение отдается светодиодным светильникам.
Одна энергосберегающая лампа ежегодно экономит около 100 кг угля, примерно 200 рублей за оплату электричества и на 270 кг снижает выбросы углекислого газа. При этом срок службы светодиодной лампы – более 50 тыс часов, а энергосберегающей – 8 тыс часов.
Кроме того, рекомендуется установить сотрудникам настольные лампы, а не пользоваться только центральным освещением – это не только экономия энергии, но и забота о здоровье глаз работников офиса.
На установку полной системы энергосбережения потребуется от 50 до 500 тыс рублей, но затраты окупятся за 2-3 года.
Также в экоофисе большое значение придается рациональному использованию воды – для этого установлены приборы учета. Сантехника здесь работает исправно: без протечек и неполадок в сливных бачках, унитазах, смесителях, кранах.
Большинство смесителей имеют сенсорное управление, термостат и максимальный расход воды 10 л/мин. Используются водосберегающие насадки на краны, которые ограничивают расход воды на уровне 6 л/мин.
Принцип REFUSE
Первое время трудно перестроиться и выбрасывать с рабочего места бумагу, пластиковые бутылки, алюминиевые банки в специально отведенные контейнеры, мусор из которых отправляется на переработку. Так называемое экомышление включается постепенно – вы начинаете думать об утилизации еще до покупки, лишний раз задумываясь о том, в какой упаковке покупать тот или иной продукт. Это называется принципом REFUSE (отказ от лишнего), и он помогает избавиться от потенциального мусора.
Например, отказ от закупок бутилированной воды в мелкой расфасовке по 0,5-2,5 литра и замена ее водой из кулера с обязательным возвратом использованной тары поставщику или на переработку избавляет офис от большого количества пластика. Одна тонна бумаги, изготовленной из макулатуры, – это 17 спасенных взрослых деревьев, 30 тыс сохраненных литров воды и 2000 кВт/ч электроэнергии.
Мусор, правда, все равно появляется. Но при его разделении на фракции он превращается в отходы и ценный вторичный ресурс, из которого можно сделать многое: из макулатуры – туалетную бумагу, из пластиковых бутылок – канализационные люки и столь любимую многими флисовую одежду, из 600 алюминиевых банок – 1 велосипед и т.д.
Удивительно, но до 80% того, что оказывается в мусорном ведре, можно перерабатывать, даже в России. Заводы по переработке у нас давно существуют и не загружены полностью.
Это, к сожалению, не касается батареек и аккумуляторов. Поэтому в экоофисе просто налажен их сбор, они не выбрасываются с общим мусором, а сдаются в специальные места для ответственного хранения.
Как обстоят дела сейчас?
Сегодня в России принципы экоофиса внедряют более 150 компаний. В первую очередь это, конечно же, российские представительства крупных зарубежных компаний.
Однако даже самый обычный офис постепенно может стать eco-friendly, внедрив у себя некоторые из перечисленных нами принципов.
Если же компания решила «позеленеть» всерьез и надолго, ей надо будет пройти международную экологическую сертификацию, которая предусматривает обязательное соблюдение десятков самых разных условий. Только после этого офис может по праву называться «зеленым».
Внедрение экоофиса будет эффективным и повысит имидж компании как социально ответственной, следующей мировым тенденциям. Кроме этого, улучшится здоровье сотрудников и плавно сократятся финансовые затраты на содержание офиса. По некоторым данным, офис с 30 сотрудниками может экономить от 20 тыс рублей в месяц, офис с 200 сотрудниками – от 70 тыс в месяц.
Роман Саблин