Posted 31 января 2014,, 08:15

Published 31 января 2014,, 08:15

Modified 31 марта, 15:14

Updated 31 марта, 15:14

Китай: Обитель Бессмертных

31 января 2014, 08:15
Стоит забраться в дебри юго-восточного Китая, чтобы своими глазами увидеть Обитель Бессмертных – впечатляющий природный парк, или, как здесь говорят, пейзажный район с абсолютно фантастическими панорамами.

Наверное, стоило забираться в дебри юго-восточного Китая, чтобы своими глазами увидеть Обитель Бессмертных – впечатляющий природный парк, или, как здесь говорят, пейзажный район с абсолютно фантастическими панорамами и труднопроизносимым названием Шенскианджу.

А кроме того, здесь можно полюбоваться, как трудолюбивые китайцы оборудовали и приспособили для внутреннего туризма целую горную страну, вложив в это дело десятки миллионов долларов.

Несколько незабываемых километров, пройденных по висячим бетонным переходам, которые вьются серпантином на огромной высоте вдоль вертикальных склонов вулканических гор, вызывают особенное, почти мистическое ощущение. Попав сюда, начинаешь верить, что может быть, в Китае какие-то местные китайские боги действительно когда-то сходили с небес на землю, запечатлевая себя в ландшафте.

Добираемся мы сюда на экскурсионном автобусе, который отправляется рано утром из уездного города Тайчжоу в прибрежной провинции Чжэцзян. Это примерно в 800 км к югу от Шанхая.

Ехать до цели часа три. И вот, перед нами горы, будто бы сошедшие из кадров «Аватара» или с полотен китайской национальной живописи. К их подножию от автостоянки ведет обычная лесная дорога. В конце ее большой белый дом, который оказывается станцией фуникулера.

Канатная дорога с вагончиками красного и синего цвета поднимает на вершину горы всех желающих – разумеется, за юани. Наверху смотровая площадка, от которой берет начало рукотворное чудо – фундаментальная бетонная тропа, проложенная, точнее, навешенная на отвесных горных склонах.

Сколько трудозатрат и технических решений вбито в опоры, которые поддерживают этот поднебесный путь в рабочем состоянии, на глаз и не скажешь. Все сделано по чисто китайским масштабам и с муравьиной настойчивостью.

В России где-нибудь в горах хозяева туристического аттракциона, как водится, ограничились бы одной смотровой площадкой и рестораном с шашлыками, плюс киоск с сувенирами и туалет.

Китайцы подошли к делу по своему: организовали гигантскую стройку и ударными темпами возвели циклопическое сооружение – многокилометровый бетонный серпантин, который, кажется, будто бы врезан в неприступные скалы.

По этим же обрывам когда-то пробирались и древние паломники. Предки современных строителей буквально продалбливали свои тропы в каменных стенах, так что нынешние проектировщики не придумали ничего принципиально нового, а только усовершенствовали старую дорогу, как бы парящую над горным районом.

А для остроты ощущений на краях смотровых площадок установили железные клетки, ступив в которые, ты оказываешься вообще как будто бы без опоры в воздухе. Под ногами – только редкие металлические прутья. И где-то далеко внизу – острые камни.

Мы стоим на огороженной плите, выступающей далеко над пропастью. Крутые склоны, свежий ветер, густые хвойные леса с высоты птичьего полета – голова может пойти кругом от высоты и близости к природе.

Миниатюрная девушка-китаянка по имени Сонг, которая подрабатывает гидом-переводчиком и параллельно учится на заочном в Пекинском университете иностранных языков, бодро вводит нас в курс истории.

Иероглиф Shenxianju, или, короче, Xianju, объясняет она, означает «жить в уединении» и «обитель бессмертного».

По легенде, в 1007 году император династии Сун по имени Yon’gan путешествовал в здешних местах, направляясь к далекому известному храму. Пораженный увиденным, он объявил, что эти горы так божественно красивы потому что некогда они были обиталищем богов.

Уходя, боги оставили в силуэтах гор различные изображения. На смотровых площадках, которых тут множество, установлены специальные щиты с изображением рисованной панорамы гор и детальной расшифровкой их линий – что на что тут похоже (иероглифы и надписи на английском французском).

Например, «Небесный петух, возвещающий рассвет», «Два льва, охраняющие водопад», «Священный слон, пьющий из потока в ущелье», «Жилая пещера бессмертных» и так далее.

Основания для этих образов, наверное, есть. В очертаниях скальных образований из вулканической породы действительно что-то чудится, особенно вечером, в сумерках, на рассвете и во время ненастья. Когда низкие дождевые облака скрывают землю, в очертаниях выступающих из тумана вершин чего только не почудится – лица людей, фигуры животных и мифические существа.

В хорошую погоду большинство распознать этих персонажей нетрудно, но для идентификации некоторых их них нужно хотя бы немного ориентироваться в китайской культуре.

К примеру, гора «Благословение святых» на взгляд китайцев (и это действительно так) очень напоминает пучок волос на макушке, а внизу длинные волосы, спадающие на плечи. Так в старинной живописи изображали китайских святых. Но кто это знает?

Внизу, под ногами, находятся не одни только дикие пропасти, но и десятки маленьких водопадов, а также мемориальные пещеры буддийских божеств - в том числе и пещера знаменитой богини милосердия Гуаньинь. Чтобы увидеть ее, надо спуститься вниз по канатной дороге. Однако перед этим необходимо преодолеть еще много подъемов и спусков по бетонной тропе.

Мы идем по ней не одни, а вместе с бесконечным потоком китайских туристов, разбитых на группы, словно на боевые отряды, у каждого из которых есть свой значок, флаг и порядковый номер. Точнее, внутри этого потока, поскольку экскурсанты обгоняют вас, идут с вами рядом, плечом к плечу.

Люди текут, как река, но никто не толкнет и даже не заденет даже краем, хотя почти каждый полюбопытствует и обернется, чтобы получше рассмотреть гостей с европейской внешностью.

Других «бледнолицых» на протяжении всего пути мы так и не встретили: среди миллионов азиатских лиц физиономия европейца тут очень редкое явление. Тут все только «местные», либо, в крайнем случае, с Тайваня.

Поначалу просто диву даешься, как это китайцам удалось превратить свой внутренний туризм в столь массовое явление. А потом привыкаешь, и вроде как вокруг уже все вокруг свои.

Идем полчаса, сорок минут. Пора и на отдых. Вдруг запах чего-то пряного веет сквозь деревья. Оказывается, это киоски в виде пагод, где продают горячий суп с лапшой, жареную и вяленую рыбу, сосиски, мясо на палочках и печенье.

Поговорив с кем-то из обслуги, Сонг вручает нам по бумажному пакету с фруктами, йогуртом и китайскими сладостями.

На другой остановке дислоцирована бригада горных спасателей в брутальных черных очках и ярко-красной униформе, с рациями, канатами и оранжевыми люльками для транспортировки людей. Попозировав перед нашими камерами, они выдвигаются в ту же сторону, что и все идущие, гордо неся свои трепещущие на ветру знамена.

Об окончании пути возвещает одинокая остроконечная скала «Меч Бога», в профиль одновременно очень похожая на другой образ – богиню Гуаньлинь со сложенными у подбородка ладонями. Перед ней ажурный белый висячий мост над настоящей бездной, пойти по которому осмелится не всякий.

Китайцы же все как один переходят через пропасть с буддийским спокойствием и фотографируются посередине моста с тем же азартом, как и везде.

На мосту красные и желтые флаги, по обеим сторонам – провалы ущелья. Под ногами деревянные досочки, перила – проволочная сетка. После этого тесные вагончики канатки, скользящие вниз мимо сложенных ладоней каменной Гуаньлинь, кажутся нам образцом надежности.

Внизу, за воротами обычные торговые ряды, где продают еду и сувениры. Пора залезать в автобус, но мы медлим, потому что кажется, будто бессмертные из своей обители все еще смотрят нам вслед.

Андрей Володин

Автор благодарит Туристическое бюро провинции Чжэцзян и Ассоциацию «Мир без границ» за содействие в подготовке этого материала.

Присоединяйтесь к "Стилю жизни" ВКонтакте и Facebook