"Поддубный": история в духе времени

На экраны вышел фильм Глеба Орлова про легендарного борца и атлета. Несмотря на некоторую автобиографичность ленты, авторы не стали рассказывать, насколько неласкова к силачу была родная земля и в какой нужде он провел последние годы.


© Стоп-кадр с сайта kinopoisk.ru

На российские экраны вышел фильм Глеба Орлова "Поддубный" - про легендарного профессионального борца и атлета, про которого Александр Куприн записал однажды в дневнике: «Вчера обедал с Поддубным – человеком невероятной физической силы и такой же глупости». Забавно, что и того, и другого за короткий промежуток времени мы увидели в исполнении Михаила Пореченкова – пришел, стало быть, его черед играть всех значительных персонажей отечественной истории.

Картина, прямо скажем, приличная по качеству и даже не очень пафосная, что нынче редкость. Психологической драмы от истории о физической силе ожидать было трудно, но трогательных подробностей в биографии Ивана Максимовича нашлось хоть отбавляй - есть от чего уронить слезу. Не обошлось и без здорового народного юмора - например, когда Поддубный хватает за грудь продавщицу в парижском бельевом магазине, чтобы определить размер, потому что дома привык нежно брать за грудь любимую Машу.

Актерский состав примечательный: Александр Михайлов, Катерина Шпица, Владимир Ильин, даже Денни Лаван. Больше всех удивляет персонаж Юрия Колокольникова: до такой степени отечественному кинематографу нечего предложить Колокольникову или это такой профессиональный прикол – роль горячащегося графа-патриота?

Если Ленин всерьез считал, что из всех искусств для нас важнейшим является кино, то этот фильм – идеальное этому объяснение. Картина изобилует патриотически правильными деталями, которые должны запасть в душу наивного зрителя. Чего стоит хотя бы история про российского гражданина, доплывшего на пароходе до Нью-Йорка и восторженно рассуждавшего об истинном счастье в свободной стране среди свободных людей, - через некоторое время вы видим его уже обнищавшего и закладывающего в ломбарде последние ценности.

Есть в ленте и почти ненавязчивое высказывание авторов о евреях-ростовщиках, просто в духе Фаддея Булгарина - видимо, оказалось невозможно удержаться от легкой дозы антисемитизма. Было бы совсем в духе времени, если бы удалось уличить в чем-нибудь неблаговидном американцев, но вот незадача - они действительно не присваивали денег Поддубного, хотя хитрый контракт и не позволил ему получить их по первому требованию – так и остались его полмиллиона на американских счетах.

Простые американцы в ленте показаны как исключительно отзывчивые люди, собирающие недостающую сумму Поддубному на билет домой. При этом интересна контрастность изображения чужбины и родины - пускай неласковой, но своей: если осенние пейзажи США заливает солнечным светом, то в советских территориальных водах идет проливной дождь.

Как написал когда-то Юрий Лотман, финал произведения формирует картину мира в целом: если все кончилось плохо, значит, мир ужасен; если хеппи-энд, значит, в мире все благополучно. Фильм заканчивается возвращением Ивана Поддубного после триумфального тура в США на родину, и его дальнейшая история коротко обозначена в двух титрах: Поддубный выступал до 75 лет и не потерпел ни одного поражения в честном бою; ныне сумма на счетах Поддубного в США, которую некому получить, составляет примерно $35 млн.

Картина Орлова - это не первая попытка перенести историю легендарной личности на экран. Раньше вышли два документальных фильма: «Трагедия силача. Иван Поддубный» Андрея Грачева 2005 года и «Сила и слабость богатыря Поддубного» в русской озвучке из цикла «В поисках истины» от украинского канала СТБ (2008 год).

Если верить документальному изложению бытия Поддубного, то судьба силача на родине сложилась не так триумфально, как нам пытаются рассказать создатели художественной картины. Было все – и оккупация (говорят, что немцы едва ли не с большим уважением отнеслись к Поддубному, нежели советская власть,), и конфликт с НКВД (разгоревшийся якобы из-за того, что запись в паспорте «Поддубный, русский» тот самолично исправил на «Пiддубный, украинец»), нищета, голод и отнюдь не пышные похороны.

Наверное, авторы ленты посчитали, что биография национального героя не должна заканчиваться рассказом о том, как на самом деле встретила его родная земля и с каким в действительности "почтением" отнеслась к его редкому природному дару. Хотя какая потрясающая подробность пропадает: немецкие оккупанты нашли способ сделать так, чтобы тяжеловес получал дополнительный паек, а советская власть после войны с удивительным упорством жалела ему лишние 200 граммов хлеба. К концу жизни Поддубный продал все свои медали, сохранив ровно одну реликвию – «Лютецию», шелковую ленту победителя чемпионата мира по классической борьбе...

Заканчивается фильм прозрачной метафорой: помудревший Поддубный на корабле возвращается из Америки в родные края, а обиженного мальчика Ваню уводит с поля домой ласковая мать. Блудный сын возвращается назад к родине-матери. Мать беременная, стало быть, должна скоро родить нового богатыря. Интересно, кто именно имеется в виду.

Татьяна Шоломова

Перейти на страницу автора